Главная » Медиа » Научные статьи » Интуиция: Эпистемология, основанная на Сердце

Интуиция: Эпистемология, основанная на Сердце

Интуиция: Эпистемология, основанная на Сердце

(ДИАЛОГ 2020)

 

Тина Линдхард (Доктор философии)

Отдел Исследований Сознания

Международный Университет Профессиональных Исследований (IUPS)

Мауи, Гавайи. США

t.lindhard@iups.edu

consol.tina@gmail.com

 

Аннотация: COVID 19 это одна из множества проблем, с которой нам, людям, сегодня пришлось столкнуться. Кризисы, такие как: глобальное потепление, вымирание видов, изменение климата и широкое использование анксиолитиков и антидепрессантов всеми слоями населения, включая молодежь- говорят нам, что мы не синхронизированы с Природой и сами с собой. Я предлагаю сместить фокус нашего внимания с внешнего на внутреннее, отойти от чрезмерного использования логического ума, связанного с мозгом, и прийти к чувственному уму, связанному с сердцем. Я связываю думающий ум с мужским принципом, а чувствующий сердечный ум — с женским принципом. Смещение фокуса может привести к, так необходимому нам сейчас, следующему шагу в нашей эволюции, предоставив нам возможность соединиться с нашим Истинным » Я » или Сущностью, чтобы получить Высшее Руководство. Этот эпистемологический способ познания основан на интуиции. Эзотерические традиции, основанные на принципе сердца, на протяжении веков хранили это знание. Однако, чтобы найти решение многочисленных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, многим людям нужно научиться подключаться к разуму своего сердца. В этой статье я исследую и раскрываю эту идею с разных точек зрения, в том числе и с научной.

Ключевые слова — эпистемология, мышление, ощущение, чувство, интуиция, сердце, сущность, истинное «Я»,  руководство, женское начало, эволюция

 

I.  Вступление

У каждого из нас свое уникальное видение мира, и даже когда мы смотрим на один и тот же объект, каждый из нас, вероятно, будет описывать его по-разному. Это становится еще более очевидным и актуальным, когда речь заходит об обстоятельствах, происходящих сегодня в нашей общей Вселенной. Коллективно мы сталкиваемся со многими кризисами-от глобального потепления, изменения климата, видового различия до пандемии COVID 19. К этому списку мы можем добавить повсеместное использование анксиолитиков и депрессантов всеми слоями населения. По оценкам, только в США “40 миллионов человек принимают психиатрические препараты” [1, Название]. Это говорит мне о том, что мы живем вне синхронизации с Природой и с нашим глубинным «Я». В этой статье я делюсь тем, какое значение это имеет для меня, частично основываясь на моем внутреннем духовном исследовании, а также на прозрениях, включая научные, которые пришли ко мне во время путешествия в мои сокровенные царства сознания.

 

A. Предыстория

Много лет назад я увидела серию снов, которые показали мне, что мой образ жизни не благоприятно сказывается на моем здоровье. Благодаря это знанию, мне потребовалось меньше дня, чтобы бросить курить, и постепенно изменить свои привычки в еде, включив в свой рацион питательную и здоровую пищу. Я также сократила потребление алкоголя; гораздо позже я полностью отказалась от него, поскольку обнаружила, что без алкоголя улучшилась ясность моего ума. Эти изменения повлекли за собой новые изменения. Я поняла, что не знаю, кто я на самом деле и существует ли Бог. Я знала, что если бы он существовал, то Он/Она не мог быть похож на того Бога, в которого я верила в детстве; на Бога, который создал Вселенную, а затем предоставил ее самой себе. Выросшая в Африке, я питала глубокую любовь и уважение к Природе, и потрясающее великолепие ночного неба всегда очаровывало меня, как своим порядком, так и красотой. Должно же быть что-то еще, как бы мы это ни называли.

 В течение многих лет мои попытки в медитации не принесли большого успеха. Опыт работы психологом-исследователем различных состояний сознания в Южной Африке привел меня к убеждению, что медитация некий тайный путь к счастью. Но если это так, почему это не заставило мой ум замолчать даже после многолетних попыток. Итак, я оставила свою академическую деятельность, так как решила, что если бы я лично не испытала определенные внутренние медитативные состояния, я, как ученый, не cмогла бы спросить о них другого человека – потому что я даже не знала бы, что спрашивать. Вероятно, это стало началом поиска длинною в жизнь, хотя я еще не осознавала этого.

За моим опытом со здоровьем последовало множество других изменений, но только много лет спустя после того, как у меня произошел экзистенциальный кризис, связанный с многочисленными выкидышами и широким использованием медицинских препаратов, я встретила Йога и философа Шриниваса Арку. Говорят, когда ученик готов, появляется учитель. Мне потребовалось натолкнуться на множество тупиков, чтобы дойти до точки, где я была открыта для чего-то нового. Ш.Арка объяснял медитацию как возможность наполнить душу (если она у меня была; на той стадии, я не была уверена в этом) восторгом. До того, как появились учителя, до того, как люди написали книги и, конечно же, до того, как появился интернет, люди хотели познать свою истинную природу и природу Вселенной. Поэтому они усаживались и глубоко погружались в свои вопросы, ожидая, что Мать-Природа обеспечит их интуитивными прозрениями и ответами. Именно в этом для него и заключалась истинная медитация, а не в том, чтобы заставить ум замолчать. Для меня это знание стало прозрением – вопросы, которые он поднимал, всегда завораживали меня. Однако я уже давно поняла, что научный метод может завести нас туда, где изучение внешнего мира через наши органы чувств или их продолжение, хотя и увлекательное, не даст мне ответа на глубокие вопросы, которые я неустанно себе задавала.

B Метод Интуитивной Медитации

Метод Интуитивной Медитации, также известный как Арка Диана (Арка на санскрите означает солнце или источник света), помогает людям спуститься от своего мыслящего логического ума, к своему интуитивному уму, который связан с их сердцем. Это несектарный метод, разработанный Йогом Шринивасом Аркой. Он включает в себя прикосновение к 19 энергетическим точкам тела, которое сопровождает наше прикосновение дыханием и вибрирующим гудящим звуком. Этот метод также включает в себя жест, который приглашает думающий ум спуститься к сердцу [2]. Я практикую этот метод уже более 20 лет, и он не похож ни на один из тех, с которыми я сталкивалась раньше. Со временем человек начинает ощущать более тонкие слои как внутри, так и снаружи тела, что меняет наше думающее мышление на чувствующее мышление. Когда я впервые услышала, как Арка говорит о различных уровнях сознания, я не знала, что он имел в виду под «интуитивным умом, связанным с сердцем», хотя на другом уровне его слова имели для меня смысл, поскольку у меня было много снов, которые направляли меня, поэтому я положилась на свою интуицию. Как ученый, я хотела узнать больше о нашем логическом мышлении и научной связи между интуицией и сердцем. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты, связанные с этими вопросами.

II. Истоки Западной Образовательной системы 

Я поняла, что наша официальная образовательная система предназначена для обучения молодых людей развитию их логического мышления, и их успех в жизни в основном измеряется академическими уровнями и степенями, которых они достигли. Хотя я поддерживаю академическое обучение, мне кажется нелепым, что, например, знание того, когда Колумб открыл Америку, имеет более высокий приоритет, чем обучение детей тому, как дышать полной грудью, чтобы они могли высвободить застарелое напряжение и эмоции, а также улучшить свое здоровье. Я начала задаваться вопросом, как мы к этому пришли? Каково было происхождение или истоки нашей Западной Образовательной системы, которая распространилась по всему миру?

Я отследила ее истоки с Древней Греции, и мне стало ясно, что наша Западная Образовательная система основана на мужской идее превосходства, заключенной в древнегреческой концепции Пайдейя[3] [4]. Для Д.Ногла этот термин был связан с формированием греческого характера и находился в центре греческого образовательного гения, который “является тайной Бессмертного влияния Греции на все последующие эпохи” [5, параграф 1].

Чтобы понять эту концепцию, нам нужно изучить среду, в которой она развивалась. Система образования в классической Греции не была однородной, так как Греция состояла из различных автономных городов-государств или полисов-городов (pl poleis), где каждое государство имело свою собственную социально-политическую и образовательную системы, способ социализации своих детей [6]. Преобладающей характеристикой, объединявшей все государства, была конкурентная природа мужчин, выраженная словом agon, которое «могло означать не только «войну«, но и «спор«, философский, политический или юридический, или » состязание”. Почета достигал тот, кто располагал всевозможными достижениями в любой области, что включало в себя не только соревнования в спорте, но также в музыке и драме, врачевании и гончарном деле” [7, параграф 2]. Между греческими государствами постоянно происходили стычки, но во время Греко-персидских войн они заключали союзы с целью завоевания персов. Позже были возобновлены межгосударственные бои, которые требовали больших затрат ресурсов. Пайдейя была универсальным идеалом, к которому стремился каждый мужчина, и ее целью было становление политического человека, «красивого и доброго», слуги города или государства [6] [8]. Однако Афинское государство возвысило свою систему образования и воспитания, включив в нее “гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, естественную историю, астрономию и физические науки, историю общества и этики, философию—полный педагогический курс обучения, необходимый для воспитания всесторонне образованного гражданина” [9, С. 29-30]. Подводя итог вышесказанному, Пайдейя предполагает развитый ум в превосходном теле, соединение безупречной нравственности, интеллектуального совершенства, художественной гармонии и физической красоты [5].

Образование в Афинском полисе (городе) было доступно только мужчинам, если они не являлись рабами. Согласно Плутарху [10], это была сложная система, где военный аспект и любовь к красоте существовали бок о бок. Физические тренировки считались необходимыми для улучшения внешнего вида, подготовки к войне и хорошего здоровья в старости. Образование, как таковое, имело военный, политический, социальный и экономический уклон, поскольку способствовало подготовке учеников как к миру, так и к войне.

В этой системе, присущий ранним грекам соревновательный и воинственный характер, сублимировался в организованные игры, включавшие в себя различные компоненты физического воспитания, такие как легкая атлетика, спорт, борьба, метание копья [3]. Государство проводило это обучение в больших открытых общественных местах, известных как гимназии, где сначала молодые люди выполняли физические упражнения в обнаженном виде, а со временем эти места стали отводиться для мужских встреч, чтобы практиковать “пробивание мешка, помазание (маслами), купание и одевание… Молодые люди активно участвовали в спортивных играх и упражнениях, в то время как пожилые мужчины были зрителями или критиками, или, возможно, участниками дискуссий и лекций, которые составляли важную часть деятельности таких мест… Поскольку учителя в гимназии должны были оплачиваться, места в них распределялись покровителями, главным образом состоятельным людям” [11, Пункт 1].

 Интеллектуальная подготовка сопровождала физическое воспитание, но она проходила по отдельной плате, сначала по невысокой цене, а затем после 420 до н. э., по более высокой [6]. Оба уровня были открыты только для мужчин, и только самые богатые могли позволить себе получить высшее образование, которое включало риторику, грамматику и философию, а также более точные предметы, такие как арифметика и медицина. Афинский полис (город)играл лишь небольшую роль в интеллектуальном обучении, и любой желающий мог открыть школу [12] [13], которая, видимо, включала бы в себя только одну комнату. Такие школы “были частными предприятиями, созданными и управляемыми для получения прибыли индивидуальными предпринимателями, которые следовали своим собственным учебным планам и методам” [Голден в 6, с. 51]. Девочкам не разрешалось посещать школы. Правда, некоторые семьи давали им образование в частном порядке, но это было большой редкостью.

Женщины считались интеллектуально неполноценными, и ожидания социума ограничивали их в рамках домашнего хозяйства [14]. В Афинской системе женщины должны были молчать, а в политике и власти не имели никакого права быть услышанными [15, С. 37]. Это предвзятое отношение было преодолено только на Западе, когда в 1918 году в Англии женщины получили право голоса. Хотя в большинстве стран в настоящее время женщины в полной мере участвуют в западной системе образования, формальное образование в большей части основано на интеллектуальном совершенстве и приобретении знаний, хотя другие аспекты, связанные с термином Пайдейя, в значительной степени были исключены из него.

Такой сильный акцент на развитии наших интеллектуальных способностей, связанный с развитием рационального мышления, по мнению Спенсера [16], привел наше общество к краю пропасти. В основе западной системы образования лежит идея о том, что » человек’ — это конкурентное и воинственное существо. Спенсер [16] делится своим любопытным видением и представлением о мотивации людей, создавших риторику и логику, как о нацеленности на победоносные аргументы, с ненасильственным расширением воинских ценностей конкуренции и победы. “Спор был просто словесным аналогом боевого поединка между двумя воинами, который исключал летальный исход. Эти ценности сохранились с тех пор в европейских обществах, поэтому Умные Люди продолжали играть свою ценную роль,” воспитывая «следующее мужское поколение правителей своих обществ» [16, аннотация]

Упор на развитие нашего рационального мышления привел к становлению мужского способа видения Вселенной, представленного наукой, и многими новыми технологиями, создание которых привело к такому образу жизни на этой планете, который не является устойчивым [17] Это подтверждается женскими писателями, такими как Н.Куоллс-Корбетт [18], которая указывает на то, что, когда женское начало не почитается, “социальный и психический аспекты становятся чрезмерно механизированными, чрезмерно политизированными, чрезмерно милитаризованными. Мышление, суждение и рациональность становятся господствующими факторами” [18, С. 16]. Это создает дисбаланс и отсутствие гармонии как внутренней, так и внешней, а отношения, чувства, забота и связь с природой остаются не реализованными. Чтобы понять, что включает в себя женский принцип, мы должны рассмотреть некоторые из присущих женщинам, особенно матерям черт.

  1. A.  Социализация и Семья

Неформальные системы образования существовали всегда, и, в определенном смысле, семья играет первостепенную роль в социализации молодежи. Она прививает жизненные навыки, религию и гендерные роли, которые поддерживают образ жизни, соответствующий традициям каждого конкретного общества. Предназначение аффективных и эмоциональных навыков также в основном приобретается в семье, особенно через мать. Однако сегодня, в некоторых западных странах, этот важнейший социальный институт начинает разрушаться. В США 39% браков заканчиваются разводом [19].

В Южной Африке колониальная история и политика трудящихся-мигрантов старого режима апартеида (закон о запрете смешанных браков) стали причиной разрушения семейной жизни. Потребность родителей, включая матерей, эмигрировать в поисках работы в страну, которая находится далеко от их изначального оригинального места жительства также привела к тому, что многие дети росли без постоянного присутствия своих родителей [20]. Эта сложная ситуация привела к высоким показателям отсутствия родителей в жизни детей в Южной Африке [20].

 [21, p. 4]. В промышленно развитых странах многие женщины работают вне дома в формальной или неформальной сферах, в результате чего все большее число детей начинает посещать ясли в более раннем возрасте. “Высококачественные услуги по уходу за детьми обусловлены пользой в области детского развития, причем наибольшие выгоды приобрели дети из неблагополучных семей. Также существуют данные, что иногда могут возникать негативные последствия” [21, С. 4].

Анализируя имеющиеся данные, можно сказать, что большинство исследований показывают, что игровая среда способствует обучению и развитию у детей, что наблюдается в: заинтересованности детей, идентичности и принадлежности, взаимодействию, саморегуляции, языку и общению, а также целому ряду способов мышления и поведения при решении задач. Однако в жизни есть нечто большее, чем обучение и тренировка ума. Люди нуждаются в любви и привязанности, и мы должны рассмотреть, что происходит, когда дети не получают их в раннем возрасте.

  1. B. Потребность во внешнем проявлении эмоций и чувств

Эксперименты Харлоу с детенышами обезьян в шестидесятых годах привели к выводу, что для того, чтобы правильно социализироваться, приматы нуждаются не только в пище. Когда детенышей обезьян подвергли социальной изоляции, а затем вновь ввели в группу, они утратили свой навык взаимодействия. Многие держались отдельно от других, а “некоторые даже умерли, отказавшись есть”. Они демонстрировали “нарушенное и гиперактивное поведение, и даже членовредительство » [22, пункт 2].

Такие эксперименты показывают важность контакта с материнской фигурой, которая превосходит потребность в пище, где контакт с каким-то мягким предметом предпочтительнее, чем ничего. По-видимому, для общего благополучия и здоровья, для процесса социализации необходимы своевременное внимание, аффект, чувство, тепло и контакт.

Исследования в области ухода и заботы о детях, как правило, имеют позитивный результат, когда эти исследования проводятся с детьми старше 3 лет. Однако Е.Melhuish [21] обнаружил противоречивые результаты относительно влияния на младенцев от 0 – 3 лет, часть из которых были отрицательными, часть нейтральными и часть положительными. Они предполагают, что качество ухода за детьми важно и также модифицируется “относительным балансом качества ухода дома и в детском саду” [21, С. 4]. То, что измеряется и оценивается в исследованиях, включенных в этот обзор, также важно, поскольку для процесса социализации необходимы другие факторы, помимо тех, которые связаны с развитием наших навыков познания, — факторов, которые часто игнорируется, когда мы делаем акцент только на развитии умственных способностей, а не на благосостоянии человека. Сердце, по-видимому, играет большую роль в нашем благополучии, выступая как центр чувств, даже если его значение в этом еще не полностью признано большинством ученых.

III    Взаимодействие Энергий и Сердце

Сердце-это нечто большее, чем поршневой насос, и в наши дни мы уже знаем, что оно производит самое большое электромагнитное поле в теле, которое простирается за его пределы и также пронизывает каждую клетку в теле. Оно может “действовать как синхронизирующий сигнал для организма аналогично информации, передаваемой радиоволнами” [23, С. 1]. Электромагнитное поле сердца воздействует на все, что попадает в его диапазон, в том числе на клетки in vitro [23]-

Эмоции так же влияют на силу нашего сердечного поля. В модели живой матрицы Ошмана (2009) телесные ощущения, связанные с эмоциями, в случае опасности, инициируются в прямой реакции на окружающую среду, активируя реакцию бегства и борьбы. Он называет это «подлинным действием», противоположным «продуманному действию», которое включает в себя наши мысли и нейронные пути. Прибрам (1996) предполагает, что высокочастотные колебания, производимые мозгом, вероятно, являются отражением сознательного восприятия и маркировки чувств и эмоций низкочастотных колебаний, производимых сердцем в форме афферентных нейронных, гормональных и электрических изменяющихся паттернов [in 23]. Но возможно, что это работает в обоих направлениях, и наши мысли, особенно мысли эмоциональной природы, могут влиять на наше электромагнитное поле через изменения сердечных ритмов и через это, на все тело, которое пронизывает электромагнитное поле. Поскольку люди развили думающий ум, мыслеформы, из которых состоят истории, которые мы рассказываем, и которые мы слышим от других, также активируют нашу внутреннюю среду в виде телесных ощущений [24]. Выводы Nummenmaa [25] подтверждают это. Они предполагают, что каждая эмоция воздействует на наше тело определенным топографическим образом в зависимости от произносимого эмоционального слова. Похоже на то, что наши телесные реакции одинаковы или схожи между собой независимо от того, является ли то, на что мы реагируем, подлинной внешней чрезвычайной ситуацией или виртуальной, основанной на ментальных историях, которые мы рассказываем себе, или историях, которые мы слышим по телевизору или в кино. Следовательно ментальные истории, которые мы постоянно повторяем, пересказывая друг другу могут, держать нас в состоянии высокого возбуждения, включающего реакцию бегства и борьбы.

Мы можем использовать это открытие в своих интересах. Исследования сотрудников Института Математики Сердца [26].  показали, что создание позитивных мыслей приводит сердце и ум в когерентность (выстраивание взаимосвязи), отраженную в излучении когерентного паттерна в ВСР, полученного с помощью ЭКГ, и излучении мозговых волн в альфа-диапазоне. Когда испытуемые испытывали чувство самоуважения, когерентность их сердечного ритма возрастала с научной точки зрения, как и альфа-ритмы [23, С. 4]. Существует также связь между положительными эмоциями и усилением физиологического функционирования, включающего улучшение когнитивных способностей, ясности ума и эмоциональной стабильности [23, С. 5].

Исследования показали, что сердце имеет собственную внутреннюю нервную систему, содержащую около 40 000 нейронов, называемых сенсорными нейритами. Эта обширная и сложная нейронная сеть была охарактеризована как мозг сердца или сердце-мозг [27] [28] [29]. Это явление позволяет сердцу функционировать независимо от мозга, посылая и получая собственные осмысленные сообщения. В основном то, что происходит в области нашего чувствующего сердца, находится за пределами нашего сознательного понимания. Тем не менее, было обнаружено, что сердце посылает больше сигналов в мозг, чем наоборот [23]. Связь сердца с мозгом осуществляется через неврологические, химические, биофизические и энергетические пути [30, параграф 1].

Взаимодействие между людьми выходит далеко за пределы таких видимых сигналов, как выражение лица, тон голоса и жесты тела. Доказательства “теперь подтверждают перспективу, что тонкая, но влиятельная электромагнитная или “энергетическая” коммуникационная система выходит и действует за пределами нашего сознательного понимания” [23, С. 7]. Также похоже, что люди, обладающие эмпатическими способностями, могут настраиваться, чувствовать и реагировать на электромагнитные поля других людей, что переводит общение на новый уровень. В некоторых экспериментальных случаях ЭКГ-сигнал одного испытуемого регистрировался у другого, сидевшего рядом. Амплитуда сигнала увеличивалась в десятки раз, если пара держалась за руки [23, С. 10].

A. Отношения МатьРебенок

Хотя Маккрати [23] говорит об энергетическом общении между субъектами как о возможном содействии процессу исцеления в типе отношений терапевт-клиент, оно имеет прямое отношение к типу отношений родитель-ребенок и, более конкретно, к типу мать-младенец.

Интересно поразмышлять, не было ли в эксперименте Харлоу причиной того, что детеныши обезьян были «не уверены в том, как реагировать», когда их вновь вводили в группу, именно недостаток обучения энергетическому общению между младенцами и их матерями. Подтверждая результаты Маккрати, Рассек и Шварц [31] обнаружили, что испытуемые, которые оценивали себя, как получивших заботу и любовь от своих родителей, способны лучше воспринимать сердечные сигналы, чем те, кто оценивал своих родителей как менее любящих. Получение и, возможно, распознавание сердечных сигналов может иметь значение, когда мы взаимодействуем с другими людьми. Возможно, энергетическое общение не только оказывает благоприятное воздействие на физический и эмоциональный уровень развитости ребенка, но и, ранняя синхронизация между матерью и ребенком помогает младенцам социализироваться и адекватно относиться к окружающей среде. Возможно, что материнский «вклад», вращается вокруг эмпатии, любящего прикосновения и способности чувствовать, » считывать’ и реагировать на поля определенным образом.

Если Сердце можно рассматривать как орган чувств [32] [33], тогда возникает вопрос, что делает этот орган чувств? Можем ли мы научиться настраиваться на него, чтобы осознанно понимать тип информации, которую он принимает?

B. Мать и шестое Чувство

Говорят, что женщины, особенно матери, обладают шестым чувством. Почти все они обладают естественной способностью “легко доступной, которая дает им возможность понять интенсивные потребности своих детей и людей, о которых они заботятся” [2, с. 37]. Это говорит, по крайней мере о том, что матерями был выработан способ получения информации, который недоступен через вторичную систему восприятия, связанную с нашими органами чувств.

Согласно Теории Шести Основных Уровней Сознания Арка (2013), определяет первый уровень как Сознание Ума. Это связано с нашим думающим умом, связанным с префронтальной корой. Второй уровень называется Подсознательным Сознанием, которое управляет большинством нашей повседневной активностью. Хотя он выделяет больше уровней, которые включают возрастающие степени ощущений, здесь уместен третий уровень, который Арка называет Сознанием Чувствующего Ума. “Это чувственное сознание обычно преобладает в области сердца и, таким образом, может называться Сердцем или Сердечным Сознанием. Оно включает в себя эмоциональную способность, называемую интуицией” [2, с. 37]. Поскольку оно включает в себя заботу, сочувствие и чувствительность, Линдхард [2019] связывает этот уровень сознания с ‘женским принципом». Однако эта способность не является исключительной для женщин, и оба пола могут подключиться к этому уровню сознания.

 Используя методы медитации, такие как Молитва Сердца или Интуитивный Метод Медитации, мы можем тренировать свой поверхностный ум, чтобы вернуться к материнскому уму [2] связанному с сердцем. Эти методы выходят далеко за рамки тренингов, обучающих позитивному мышлению. Расширение внутреннего безмолвия, ведущее к прозрениям, является одним из факторов, который практикующий медитацию начинает испытывать на пути ведущему к сердцу [34] [35]. Другие факторы включают повышенную интуицию, покой, ощущение единства, чувство центрированности и контакт со своим глубинным » Я » [36] [37]. Молитва Сердца-это очень древний эзотерический метод, который использовали различные культуры, такие как древние египтяне, евреи, персы, ранние христиане, суфии и некоторые традиции в Индии (Атма-вичара), чтобы открыть свое истинное Я [38]. Этот метод дает начало гностическому знанию или интуитивному знанию, во многом так же, как метод интуитивной медитации.

Эти методы предполагают, что, перенося свое внимание, связанное с мозгом, на уровень сердца, практикующий может начать сознательно улавливать тонкие изменения в своем сердечном поле и таким образом получать информацию. Вероятно также, что, устанавливая эмпатическую связь с другими через сопереживание и единство(сопричастность), можно также подключиться к сердечному полю другого человека и получить информацию о его здоровье. Практикуя упомянутые методы, выясняется, что возрастающие уровни переживания внутреннего безмолвия, которые сопровождает способность к глубокому расслаблению, позволяют человеку выйти на знание, которое выходит за рамки тех знаний, которые он приобрел, используя свои интеллектуальные способности. Хотя Эйнштейн не упоминал о связи с сердцем, он был одним из великих ученых, которые с готовностью признавали интуицию как способ получения новых знаний [39]. Похоже на то, что сновидения иногда раскрывают информацию, возникающую из этих глубинных слоев; некоторые из них сыграли определенную роль в развитии научных идей. В 1869 году, Дмитрий Менделеев, основываясь на образах и прозрениях, которые пришли к нему во сне, разработал периодическую таблицу Менделеева [40]. Нильс Бор-еще один человек, который открыто признавал вдохновляющую роль сновидений, которые привели его к открытию структуры атома [41].

C. Пациенты с Трансплантацией Сердца

Матери-не единственные люди, которые могут подключиться к тому, что происходит с другими через их поля. Книги, а также исследования, связанные с трансплантированными сердцами, показывают, что от 5 до 10 процентов людей, получивших трансплантированное сердце, могут использовать воспоминания своих доноров и даже перенимать некоторые из их привычек [42] [43]. Тот факт, что некоторые реципиенты трансплантата сердца претерпевают изменения в пищевых предпочтениях и образе жизни, а также испытывают страхи и воспоминания своих доноров, заставил ученых более подробно рассмотреть роль и функцию сердца. Эти изменения встречаются чаще при пересадке сердца в сравнении с другими трансплантациями органов [42, Глава Обсуждения, п. 6]. Взаимодействие, включающее передачу информации через пересаженное сердце и его реципиентом, по-видимому, основано на энергии или чувствах, поскольку информация о доноре не раскрывается реципиенту. 

IV    Первичная и Вторичная Системы Восприятия

Похоже, что мы можем идентифицировать у себя две системы восприятия: одна, которая включает в себя наши пять основных чувств, и другая, которая, возможно, включает в себя наши рудиментарные чувства. Первая система связана с нервной системой. Хотя эти чувства развиваются на ранних стадиях нашего эмбриологического развития, мы начинаем активно использовать их только после рождения и через них начинаем исследовать мир, который составляет нашу внешнюю среду. Они дают нам информацию о людях, других живых существах и объектах во внешней среде и включают в себя как ощущения, так и восприятие. Фрейд [44] считал, что наша система поверхностного восприятия сознания состоит из этих органов чувств.

 

Это предполагает, что у нас может быть и другая, более глубокая или первичная система восприятия, которую многие из нас не осознают. Эта система, вероятно, включает телесное осознание, связанное с ощущением [45]. Осязание считается первым чувством, которое развивается в эмбрионе. Согласно Фулкерсону [46] [47], оно включает в себя нечто большее, чем восприятие, образованное сигналами, доступными через рецепторы нашей кожи, и является мультисенсорным в том смысле, что телесное осознание также связано с ним.

 

Чувство, на поверхности кожи, известное как осязание, полностью опосредовано через кожу (эктодерму) и зависит от нашего субъективной осознанности как вторичного качества. С ним связаны такие чувства, как жар, холод и боль. Эти ощущения развиваются в третьем триместре беременности, когда рецепторы кожи соединяются со своими нервными связями в коре головного мозга [48, развитие плода, параграф 1].

 

Другой аспект осязания известен как «тактильный’ сенсор. Он связан с движением и “включает в себя множество важных рецепторов, которые расположены в мышцах, суставах и сухожилиях, а не только на поверхности кожи” [46, 2, Осязание является Мультисенсорным? параграф. 5]. Поскольку первой у эмбриона развивается сердечная система, изменения в ее поле, вероятно, улавливаются развивающимся эмбрионом через телесные ощущения. Поскольку многие органы тела развиваются до третьего триместра, вполне вероятно, что с помощью телесного осознания эмбрион осознает их задолго до того, как большинство ученых могут эти органы наблюдать. Это также предполагает, что мы являемся в первую очередь чувствующими существами; я коснусь некоторых из вытекающих выводов в следующей главе.

V    Обсуждение

Если допустить, что мы прежде всего чувствующие существа, то можно предположить, что мы можем разделить это качество с другими животными, растениями и даже с планетой Земля. Возможно, все эти живые существа могут реагировать на то, что происходит в их непосредственном окружении, основываясь на их способности чувствовать связь с изменениями в их электромагнитных полях (или даже в других полях, о которых наука еще не знает). Способность чувствовать может быть рудиментарной или высокоразвитой, как у перелетных птиц, которые “ориентируются во время миграции с помощью внутренних компасов, управляемых магнитным полем Земли” [49, п. 2]. Недавние исследования показали, что растения реагируют на то, как мы прикасаемся к ним [50] [51], что указывает на то, что они могут чувствовать.

 

Хотя у земли нет сердца, у нее есть железистый магнитный сердечник, который отвечает за ее электромагнитное поле, что простирается за пределы Земли и пронизывает все на планете. Он может даже приспосабливаться к изменениям в полях других планет и существ через изменения в своем собственном поле. Изменения в поле Земли также определенным образом влияют на все живые существа, точно также, как клетки нашего тела подвержены изменениям в поле, которое производит сердце, но, возможно, мы так же влияем на поле Земли через нашу деятельность и мысли. Эта перспектива поддерживает идею динамической взаимосвязанной Вселенной.

 

Вероятность того, что мы прежде всего чувствующие существа, также имеет значение относительно вопроса нашего отношения к крохотным эмбрионам, которые в действительности являются живыми существами. По закону аборты разрешены во многих странах вплоть до третьего триместра на том основании, что эмбрионы не чувствуют боли, так как кожные рецепторы не связаны с мозгом. Однако представленное здесь предположение предполагает, что наша способность чувствовать не связана с нервной системой и может предшествовать развитию этих связей.

 

Предположение, что мы чувствующие существа, которые также обладают мыслящим умом, подразумевает, что сознание не ограничивается только мозгом. Получается, что мы, как человеческие существа, можем развивать наш думающий ум, а также исследовать и усиливать нашу способность чувствовать. Чтобы сделать это, мы должны выйти за пределы думающего ума или возвыситься над ним. Мы также можем идти по пути развития нашей интуитивной способности, которая имеет связь с нашим сердцем, и научиться более эмпатично относиться к другим людям. Эмпатия, вероятно, связана с телепатической связью между людьми и между видами. Некоторые ученые классифицируют исследования интуиции и психических феноменов как псевдонауку, несмотря на наличие достаточно сильных статистических данных, которые “были бы широко приняты, если бы …относились к чему-то более приземленному. Многие ученые отвергают возможную реальность этих способностей, даже не глядя на данные” [52] возможно потому, что это исследование включает в себя чувства, эмпатию и способность настраиваться на поля других, а не нашу способность мыслить, что большинству ученых более комфортно исследовать. Это также, вероятно, затрудняет подтверждение исследований в области парапсихологии, поскольку исследователь не получит тех же результатов, когда работает с субъектами, которые настроены скептически, в отличие от работы с субъектами, для которых сонастроенность с полями является привычным делом. Радин предпринял много исследований в области парапсихологии, и, хотя он поддерживает идею о том, что мы живем в сознательной взаимосвязанной Вселенной, его точка зрения еще не вполне принята другими учеными.

 

Понимание, к которому нас подводит все вышесказанное говорит о том, что все, что мы говорим, думаем или делаем, оказывает влияние на наши собственные сердечные ритмы, которые, влияют на наши электромагнитные поля, которые, в свою очередь, также пронизывают все клетки нашего тела и, таким образом, обуславливают наше благополучие и здоровье. Однако эти поля влияют и на тех существ кто находится в нашем окружении, потому что через поля все взаимосвязано. Если мы постоянно слушаем истории или наши мысли постоянно сосредоточены вокруг событий или убеждений, которые являются негативными и пугающими, мы активируем в себе реакцию борьбы и бегства. Это может привести к чрезмерному выбросу гормона стресса кортизола, который не минимизируется в результате деятельности. Выработка кортизола является естественной реакцией, если причина стресса является физической, например когда к нам в комнату входит опасное хищное животное. В этом случае кортизол необходим, чтобы побудить нас сражаться или бежать. Левин [53], человек, который разработал Соматический Терапевтический Метод Переживания, описывает важность этого явления в книге «Пробуждение Тигра».

 

Это понимание имеет прямое отношение к высокому состоянию возбуждения, в которых средства массовой информации удерживают людей во время пандемии COVID 19, поскольку оно, вероятно, активирует реакцию борьбы и бегства в их телах, что может нанести ущерб непосредственно их здоровью в перспективе.

 

Наша система образования основана на мужской идее совершенства. Многие греческие философы считали целью образования служение идеалу для общего блага государства. Однако для Платона главным направлением образования было служение душе и божественному, где философия сосредоточивалась на “внутреннем совершенстве, реализуемом через дисциплинированное воспитание, включающее развитие интеллекта, воли и тела, мотивированное непрестанным желанием восстановить утраченное единство с вечным” [56, 42-43]. Сегодня образование, по-видимому, включает в себя обучение наших интеллектуальных способностей и представляет собой сочетание подготовки людей к руководящим позициям и снабжением кадров для рынка труда. Но это не приведет к образованию счастливого, здорового и заботливого общества.

 

Греческая система основывается на идее, что человек, как вид является конкурентным и воинственным. Однако Севильское Заявление о Насилии гласит, что “с научной точки зрения неверно утверждать, что война или любое другое насильственное поведение генетически запрограммировано в нашей человеческой природе” [57, пункт 6]. (пункт 6). В 1986 году в Севилье это заявление было подписано ведущими учеными из разных областей науки, континентов и стран и принято ЮНЕСКО в 1989 году. Это заявление подготовило основу программ ЮНЕСКО “Образование для Мира” и указывает, что «в нашей биологии нет ничего, что было бы непреодолимым препятствием для отмены войны и другого институционального насилия» [58, п. К сожалению, война и другое институциональное насилие все еще сопутствует нам и сегодня. Нам нужен новый подход, и я предлагаю включить женский принцип в нашу образовательную систему, чтобы совместно создать более интуитивное, заботливое, чуткое общество, основанное на родстве и взаимосвязи, а не на разделении.

 

Руссо утверждал, что «человек рождается свободным, но он везде в цепях» [59]. Это ощущение приводит людей к потребности изменить социальный порядок и общество, в котором они живут. Эта популистская идея становится все более распространенной сегодня. Хотя эта идея является благородной, но в данном случае главное, что наши настоящие цепи-это наши собственные ментальные истории и привычки, и если мы хотим изменить внешний мир, нам нужно начать с самих себя. Как мы уже поняли, все, что мы делаем, говорим или думаем, влияет на все вокруг, включая нас самих.

VI    Подведение Итогов

Мой путь вел меня по многим дорогам и направлениям, последнее из которых включало в себя возвращение в науку, чтобы закончить свою докторскую диссертацию и начать публиковать статьи с точкой зрения женщины-ученого. Быть женщиной, однако, не означает, что она автоматически воплощает в себе женский принцип. Многие женщины используют мужской принцип, чтобы действовать в мире, часто не осознавая этого. Современное общество и наша школьная система запрограммирована на то, что женщина обладает врожденным качеством  заботы и интуитивности. Я также придерживалась этой точки зрения, и только когда я научилась менять фокус своего внимания с внешнего на внутренний, я обнаружила, что могу соединиться с более глубоким Разумом, который есть во мне и во всех нас. Я называю это » Истинное Я» или Сущностью. Именно способность к соединению я называю женским принципом [4][17]. Для меня Бог, Дух или как бы мы ни называли Высшее Существо, не отделен от своего творения, но присутствует в каждом из нас, включая все живые существа, как Высший Разум. В нашем поиске Истины наука может помочь нам лишь постольку, поскольку в нее встроена идея вероятности. Наука навсегда поменяет свои парадигмы, поскольку мы смотрим на природу через новую и иную призму. И мужчины, и женщины, несут ответственность за то, как мы живем сегодня на Земле, и мы должны действовать совместно, чтобы создать новый образ жизни на этой планете. Осознание и развитие способности контактировать с этим неизмеримым Высшим Разумом через наши сердца- это и есть необходимый следующий шаг.

 
Благодарность

Я выражаю свою глубокую благодарность философу Шринивасу Арке, который помог мне понять природу сознания сердца и усовершенствовать мою интуицию с помощью его Метода Интуитивной Медитации. Я также хочу отметить работу доктора Маккрати, чьи прозрения относительно связи между полем сердца и изменениями сердечного ритма дали мне основу для расширения моего видения.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  • Advisory Board. An estimated 40 million Americans take psychiatric drugs. Here’s what they’re taking. https://www.advisory.com/daily-briefing/2016/12/14/what-psychiatric-drugs-are-americans-taking
  • [Arka. S. Arka Dhyana Intuitive Meditation. An enlightening journey into your inner realms initiated by your breath, sound and touch. Middlesex, UK: CoppersunBooks. 2013.
  • Lindhard, T.  Western Institutional Education System, Cultural Diversity and Violence.In J. Martín Ramírez and Valentín Martínez-Otero Pérez Eds. Violencia y Diversidad Cultural. Madrid: Universidad Antonio de Nebrija. 2019a.
  • Lindhard, T. Corporates and the Need to Embrace the Female Principle. Book chapter under Review. 2020
  • Naugle, D.  The Greek Concept Of Paideia—PAIDEIA. DBU Summer Institute in Christian Scholarship (n.d.).. Retrieved from https://www3.dbu.edu/naugle/pdf/institute_handouts/paideia/notes.pdf
  • Robertson, E A. Growing up Greek: The differing journeys through childhood in ancient Athens and Sparta. MA Thesis, Faculty of Arts and Social Sciences, Stellenbosch University. 2018.
  • Ancient Olympics, The Greek competitive mentality. Ancient Olympics. (n.d.) Retrieved from http://ancientolympics.arts.kuleuven.be/eng/TD019EN.html#:~:text=Greek%20has%20one%20word%20covering,potters%20and%20even%20between%20doctors.
  • Fieser, J. Hellenistic Philosophy. The History of Philosophy: A Short Survey.  https://www.utm.edu/staff/jfieser/class/110/3-hellenistic.htm
  • Tarnas, R. The Passion of the Western Mind. NY: Ballentine. 1991.
  • Plutarch «The Training of Children». Moralia. Loeb Classical Library.  Reprint ¡1927.
  • Encyclopedia Americana. 1920. https://en.wikisource.org/wiki/The_Encyclopedia_Americana_(1920)/Gymnasium
  • Cordasco, F. «A Brief History of Education: A Handbook of Information on Greek, Roman, Medieval, Renaissance, and Modern Educational Practice», Rowman & Littlefield 1976. ISBN0-8226-0067-6ISBN 978-0-8226-0067-1;
  • Coulson, J. Market Education: The Unknown History. Transaction Publishers. 1999. ISBN 1-56000-408-8, ISBN 978-1-56000-408-0
  • O’pry, K. (2012). Social and Political Roles of Women in Athens and Sparta. Saber and Scroll. (Revised 2015). https://saberandscroll.weebly.com/social-and-political-roles-of-women-in-athens-and-sparta-by-kay-orsquopry.html
  • Beard,  M.  Confronting  the  Classics:  Traditions,  Adventures  and  Innovations.  NY: Liveright Publishing Corporation. 2013.
  • Spencer, H. LOGICA  CRITICA  –  a  critical  essay  on  WESTERN  LOGIC.  Academia Edu.https://www.academia.edu/38799820/LOGICA_CRITICA_-_a_critical_essay_on_WESTERN_LOGIC 
  • Lindhard,  T.  Discovering  Our  Full  Potential: Resuscitating  the  Female  Principle. Open Journal of Social Sciences.
  • Qualls-Corbett, N. The sacred prostitute: Eternal aspect of the feminine. Toronto: Inner City Books. 1988.
  • A. How Frequently Are People Divorcing in 2020? SMU Daily Campus. https://www.smudailycampus.com/sponsoredcontent/promoted/how-frequently-are-people-divorcing-in-2020
  • Hall, K and Posel, D. Fragmenting the Family? The Complexity of Household Migration Strategies in Post-apartheid South Africa. IZA Journal of Development and Migration, Vol 10 (2). 2019. DOI: https://doi.org/10.2478/izajodm-2019-0004
  • Melhuish, E., Erky-Stevens, K., Petrogiannis, K., et al. A review of research on the effects of early childhood Education and Care (ECEC) upon child development. CARE project. 2019. https://www.researchgate.net/publication/291970194_A_review_of_research_on_the_effects_of_early_childhood_Education_and_Care_ECEC_upon_child_development_CARE_project
  • APS (2018). Harlow’s Classic Studies Revealed the Importance of Maternal Contact. The Association for Psychological Science. https://www.psychologicalscience.org/publications/observer/obsonline/harlows-classic-studies-revealed-the-importance-of-maternal-contact.html
  • McCraty, R. The Energetic Heart: Bioelectromagnetic Interactions Within and Between People.  Neuropsychotherapist6(1):22-43. 2003.  DOI: 12744/tnpt(6)022-043
  • Lindhard, T. Emotions including anger, bodily sensations and the «Living Matrix.» The Open Psychology Journal,8, 3–10. 2015 http://benthamopen.com/TOPSYJ/VOLUME/8/ISSUE/001/
  • Nummenmaa, L., Glerean, E. H. R., Hari, R., and Hietanen, J. K. Bodily maps of emotions. Proceedings of the National Academy of Science, 111(2), 646–651. 2013.
  • HeartMath Institute. Coherence. 2016. https://www.heartmath.org/research/science-of-the-heart/coherence/
  • Armour, J. A. Anatomy and function of the intrathoracic neurons regulating the mammalian heart. In H. Zucker & J. P.Gilmore (Eds.), Reflex control of the circulation. Boca Raton: CRC Press. p. 1–37. 1991.
  • Armour, J. A. The little brain on the heart. Cleveland Clinic Journal of Medicine, 74, 48–51. 2007.
  • Armour, J. A. Potential clinical relevance of the ‘little brain’ on the mammalian heart. Experimental Physiology,93(2), 165–176. 2008
  • HeartMath Institute. Heart-brain communication. 2016. https://www.heartmath.org/research/science-of-the-heart/heart-brain-communication/
  • Russek, L. G., & Schwartz, G. E. Interpersonal heart-brain registration and the perception of parental love: A 42-year follow-up of the Harvard Mastery of Stress Study. Subtle Energies,5(3), 195–208. 1994.
  • Schultz, HD. The spice of life is at the root of cardiac pain. The Journal of Physiology. 551 (pt.2): 400. 2003. doi: 1113/jphysiol.2003.050104
  • Shepherd, JT. The heart as a sensory organ. J Am Coll Cardiol. (6 Suppl):83B-87B. doi: 10.1016/s0735-1097(85)80533-7.
  • Louchakova, O. Ontopoieses and union in the Prayer of the Heart: Contributions to psychotherapy and learning. In A.-T. Tymeinjecha (Ed.), Analecta Husserliana: Logos of phenomenology and phenomenology of the logos. Book four (Vol. 91), pp. 289–311. Dordrecht, Netherlands: Springer. 2005.
  • Louchakova, O. Spiritual heart and direct knowing in the Prayer of the Heart. Existential Analysis, 18(1), 81–102. 2007.
  • Lindhard, T. Experiencing peace through heart-based meditation on the Self. The Open Psychology Journal. 10(1): 27–40. 2017
  • T. The Theory of Six Main Levels of Consciousness: A Study of the Third level. Journal of Consciousness Exploration & Research, Vol 9, Issue 1. 2018
  • Louchakova, O. Essence of the Prayer of the Heart. In L. Lozowich, Gasping for air in a vacuum (pp. 35–50). Prescott. AZ: Holm Press. 2004
  • Howard, DA. Einstein’s Philosophy of Science. Stanford Encyclopedia of Philosophy,2004/2019.
  • Feder, M. Dmitri Mendeleev. Khan Academy. n.d. https://www.khanacademy.org/humanities/big-history-project/stars-and-elements/knowing-stars-elements/a/dmitri-mendeleev
  • Webb, A. The Role of Dreams inn Scientific Interventions. ReseauBiofuelnet. 2015. http://www.biofuelnet.ca/nce/2015/04/22/role-dreams-visions-scientific-innovation/
  • Pearsall, P., Schwartz, G. E., & Russek, L. G. Organ transplants and cellular memories. Nexus Magazine, 12(3).2005. http://www.paulpearsall.com/info/press/3.html
  • Skofield, J. Mindshock: Transplanting memories. (Video file). (2012, December 6. https://www.youtube.com/watch?v=GADSbc2AI8I
  • Freud, S. The Ego and the Id.  Penguin Freud Library (P.F.L.) 11. 1923.
  • Lindhard, T. Mesoderm: The Possible Key to the Organic Basis of Freud’s Theories. Unpublished paper. 2020
  • Fulkerson, M. The First Sense: A Philosophical Study of Human Touch. MA: The MIT Press.2014.
  • Fulkerson, M. The First Sense: A Philosophical Study of Human Touch. Australasian Journal of Philosophy, 93(4), p. 838. 2015.  org/10.1080/00048402.2015.1020318
  • Miller, S. G. Do Fetuses Feel Pain? What the Science Says. Live Science. https://www.livescience.com/54774-fetal-pain-anesthesia.html
  • Morrison, J. Electronics’ noise disorients migratory birds. 2014. https://www.nature.com/news/electronics-noise-disorients-migratory-birds-1.15176#:~:text=Interference%20from%20electronics%20and%20AM,report%20today%20in%20Nature1.&text=Decades%20of%20experiments%20have%20shown,guided%20by%20Earth’s%20magnetic%20field.
  • MacDonald, F. Plants Really Do Respond to The Way We Touch Them, Scientists Reveal. 2016. https://www.sciencealert.com/plants-really-do-respond-to-the-way-we-touch-them-scientists-reveal
  • Van Aken, De Clercq, Isanova, Law, Van Breusegem et al. Mitochondrial and Chloroplast Stress Responses Are Modulated in Distinct Touch and Chemical Inhibition Phases. Plant Physiology. http://www.plantphysiol.org/content/171/3/2150
  • Utts, J. Appreciating Statistics. In Journal of the American Statistical Association. 111:516: 1373-1380.2017.  DOI: 10.1080/01621459.2016.1250592  Retrieved from https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01621459.2016.1250592
  • Levine, P. & Frederick A. Wakening the Tiger: Healing Trauma. CA: North Atlantic Books. 1997.
  • Radin, D. The conscious universe : the scientific truth of psychic phenomena(1st HarperCollins pbk. ed.). New York: HarperOne. 2009. ISBN 978-0061778995.
  • Radin, D.. Entangled Minds, Paraview Pocket Books, New York, 2006.
  • Tarnas, R. The Passion of the Western Mind.NY: Ballentine. 1991
  • Seville Statement on Violence Education Nonviolent Education. UNESCO. 1986 Retrieved from https://wayback.archive-it.org/all/20050928235336/http://portal.unesco.org/education/en/ev.php-URL_ID=3247&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html
  • Adams, D. The Seville Statement on Violence: A Progress Report. Journal of Peace Research. 26 (2), pp. 113-121. 1989. https://www.jstor.org/stable/423863
  • Rousseau, J-J. The Social Contract.Swan Sonnenschein & Co. 1895.

 

Интуиция: Эпистемология, основанная на СердцеТина Линдхард родилась в Кейптауне, Южная Африка. Получила степень доктора философии (PhD) в Международном Университете Профессиональных Исследований в области Изучения Сознания и степень магистра Трансперсональной Психологии в Софийском Университете (ITP)(Испания).

Является научным руководителем в IUPS, а также квалифицированным преподавателем Метода Интуитивной Медитации, также известного как Арка Диана. Она также, в течение многих лет, выступает в качестве краниосакрального терапевта. Ее многочисленные статьи и публикации   сосредоточенны в основном на выявлении связи между сердцем и различными уровнями Сознания, а также Женского Принципа.

Доктор Линдхард в настоящее время является президентом некоммерческой организации CCASpain, а также председателем Отдела Исследований Сознания Международной Научной Организации CICA.