Главная » Медиа » Научные статьи » Духовность Женщин Эпохи Палеолита и ее Актуальность для нас Сегодня

Духовность Женщин Эпохи Палеолита и ее Актуальность для нас Сегодня

Духовность Женщин Эпохи Палеолита и ее Актуальность для нас Сегодня

Тина Линдхард

16 Апреля, 2021

 

Аннотация:

В этой статье я рассматриваю духовность женщин эпохи Палеолита, выраженную через различные аспекты их произведений искусства, найденных в пещерах Испании, а также через Фигурки Венеры, и предполагаю, что эти иконы могут рассматриваться как попытка некоторых из этих ранних женщин-художников передать свои собственные внутренние переживания и озарения катафатически и тем самым примирить напряжение между опытом невыразимой трансцендентности, используя дидактическое выражение, основанное на образах. Этот метод был применен позже испанским мистиком Святой Терезой Авильской, которая явно чувствовала, что тайна должна напрямую быть связана с личностью; это не абстрактная тайна, а тайна, которая жива, которая вибрирует через нас и является тем, что оживляет каждую клетку нашего тела; мы являемся воплощением этой живой тайны. В то время как в 16 веке для Терезы было нормально рассматривать тайну как Бога, для женщин эпохи Палеолита, скорее всего, было принято думать о тайне как о Вселенской или Великой Матери, к пониманию которой некоторые из них, вероятно, пришли по аналогии с творческой силой, выражающей себя через их беременные тела. В то время как Святая Тереза использовала образы, обладающие весомым значением для людей, живших в ее время, эти древние женщины, вероятно, делали то же самое. С этой точки зрения их произведения можно рассматривать как указатели на эту «сущность» или тайну, которая одновременно имманентна творению и в то же время находится за пределами двойственности и всех определений. Здесь я также утверждаю, что они, очевидно, осознали творческий аспект тайны через свою беременность, и проявление этой тайны в своей смерти они определили как разрушительную или темную фазу в цикле жизни, которая так необходима для «возрождения», и, выражает себя через небесные события, которые женщины, вероятно, праздновали посредством своих ритуалов и паломничеств, которые происходили в определенное время года.

 

Вступление

 

В этой статье я размышляю на тему духовности женщин эпохи Палеолита, отраженную в их искусстве. Я чувствую, как они обращаются к нам и сегодня, и это обращение 30 000 летней давности взывает к нам, чтобы поведать нам свою историю, которая может помочь нам найти ‘el Norte, что так необходимо обществу, потерявшему контакт с тайной, которая на самом деле лежит в основе всего этого, независимо от того, какое название мы хотим ей дать. Однако энигма, как ясно чувствовала Святая Тереза, должна быть связана с личностью. Для нее это была не абстрактная тайна, а тайна, которая выводит нас за пределы видимости и заставляет задуматься, не Бог ли скрыт внутри нас? (De Piero, 2014) [1]. Для Терезы было нормально рассматривать тайну как Бога, но для других может быть столь же привычным думать об энигме как о Вселенской или Великой Матери, Духе или наделять любым другим именем эту «сущность», которая одновременно имманентна творению и в то же время трансцендентна и находится за пределами двойственности и всех определений.

 

С точки зрения, представленной здесь, мы рассматриваем путь, на котором существует тайна, которая вибрирует через нас и является тем, что оживляет каждую клетку нашего тела, и в то же время находится за пределами материального мира. Мы, как таковые, являемся воплощением этой живой тайны. “Тереза …смогла катафатически выразить свои собственные апофатические переживания и таким образом ослабить напряжение между “ невыразимым опытом Я” переживанием невыразимой трансцендентности и дидактическим выражением, основанным на образах … (Святая Тереза взяла свои образы из) природного мира, мира торговцев и рынков, денег и драгоценностей, Domus(Дом, Дворец), или очага, и архитектуры, которые становятся посредническими аспектами, главная цель которых-показать внутреннее движение мысленной молитвы” (Tsoukatos, 2011, стр. iii) [2, стр. iii]. Другими словами, она взяла образы из реальности, к которой привыкла, и которая что-то значила для людей ее времени. Оглядываясь назад, это также помогает нам лучше понять раннюю современную Испанию шестнадцатого века [2].

 

В этой статье я предлагаю, что, используя ту же призму, мы можем лучше понять искусство раннего Палеолита, если мы будем рассматривать его как способ, с помощью которого эти ранние женщины-художники стремились примирить трения между своим опытом и пониманием невыразимого с помощью использования дидактического выражения, основанного на образах. Я предполагаю, что благодаря своему искусству эти ранние художники (или, по крайней мере, некоторые из них) смогли поделиться с другими сутью своей духовности, и, как и в случае с образами Cвятой Терезы, мы, благодаря им, можем начать понимать то, что имело отношение к людям того периода. Что подтверждает эту гипотезу, так это сами изображения, а также выводы антрополога профессора Дина Сноу (2006) [3], который, основываясь на трафаретных отпечатках рук, найденных в пещерах, определил, что 75 процентов художников верхнего Палеолита были женщинами (Wang, Ge, Snow, Mitra и Lee Giles, 2013; Hughes, 2013; News Staff, 2013; Snow, 2006) [3; 4].

 

В качестве бэкграунда я включаю в статью аспекты моей истории, чтобы помочь тебе, читатель, немного узнать о моем прошлом, а также помочь понять, как мы можем использовать информацию, которую заключают в себе картины, история которых насчитывает от 30 000 до 11 000 лет. Я также даю краткий исторический обзор палеолитического матристического общества и их искусства, найденного в пещерах на Пиренейском полуострове. В этом отношении я глубоко признательна Marianna Garcia Legar (2017)[5] за ее исследование этого исторического периода в Испании и ее идеи, которые во многом объясняют эту давно забытую историю, которой вдохновлена эта статья. Я также кратко коснусь «фигурок Венеры», которые были найдены по всей Европе и даже в Сибири. Хотя большинство этих статуэток датируются граветтианским периодом (26 000-21 000 летней давности) (Fagen and Beck,1996) [6], Венера Холе-Фельс в Германии датируется от 40 000 до 35 000 летней давности (Eberhard and Eberhard, 2011) [7]. В рассказе я также отправляюсь в путешествие по раскрытию женского эквивалента путешествия героя, описанного Кэмпбеллом, но вместо того, чтобы пытаться раскрыть метафорическое сердце мифологии как единство (Campbell, 1972) [8; 9], этот рассказ раскрывает реальную жизнь женщин (некоторых) дописьменного периода не как миф, а как часть их повседневной реальности с тайной, участниками которой они себя считали. Эта перспектива близка к пониманию путешествия героини Сары Николсон как “метафоры отношений женщины с божественным: в мире и в самой себе” [10, с. 28]. Мой подход к этой теме основан на исследованиях, которые также включали в себя эвристический и интуитивный метод.

 

Рассказывая эту историю, я также развеиваю миф о человеке — охотнике и “убеждение в том, что современное неравенство полов уходит корнями в древний образ жизни и во врожденные биологические различия между полами” (Zihlman 1981, 76) [11, с. 76]. Это также помогает прояснить наши представления о ранних людях и рассеивает “мысли социальных теоретиков девятнадцатого и двадцатого веков, таких как Спенсер, Дюркгейм, Тённис, Зиммель и Вебер, которые предполагали, что производительность в социальной сфере была делом мужчин (и только мужчин) с начала времен” (см.: Chafetz 2006, McPhillips 1995, Sydie 1987 в Nicholson, 2008, стр. 75). [см.: Chafetz 2006, McPhillips 1995, Sydie 1987 в 10 стр. 75]. Кроме того, это ставит под сомнение историческое повествование К.Уилбера (1995;1996;1998) [12; 13; 14], на которого в свою очередь оказал влияние Хабермас, что с самого начала существует гендерная система, отделяющая социального работника (мужчину) от домашнего воспитателя (женщины) (Николсон, 2008) [10]. Согласно исследованиям Зильмана [11], гендерное разделение труда “вероятно, возникло в конце человеческой эволюции” и “никогда не было … абсолютным” [11, с. 104]. “Поскольку гендер не является ни «естественным», ни досоциальным, любое разграничение гендерных сфер в доисторических обществах с дооперативным познанием должно было бы быть слабым и определенно гибким” [10, с. 84]. Здесь я также сомневаюсь в целесообразности применения теории Пиаже (1971; 1976) [15; 16] понятие дооперационного познания доисторических обществ, например, рассмотренное Уилбером (1998) [14] и предполагающее, что выводы Хея и Ная (1998/2006) [17] относительно переживающего сознания детей, вероятно, лучше отражают сознание большинства доисторических людей, о чем я расскажу позже в этой статье.

 

Хотя мой основной интерес не связан с разделением труда, он имеет отношение к дискуссии в том смысле, что для Маркса и Энгельса [18] социально организованный труд позволяет нам различать человеческую и животную жизнь, в то время как, согласно Хабермасу, одного социального труда было недостаточно, чтобы различать людей и других приматов (Флеминг 1998, 2) [19, с. 2]. Таким образом, он предположил, что своеобразное появление человеческого вида было отмечено дополнением “экономики охоты” “семейной социальной структурой”, которая, по его мнению, была связана с двумя оригинальными, естественными подсистемами-мужской сферой труда и женской символической социальной сферой (Habermas in Fleming 1998, quoted by Nicholson, 2008) [Habermas in 19]. Однако эта реконструкция нашего прошлого, по-видимому, не выдерживает критики, и женские антропологи показали, что в обществах охотников-собирателей, все еще существующих сегодня, преобладающим источником пищи не всегда является животный белок, но растения, орехи и ягоды, которые собирают женщины, часто “обеспечивая преобладающий источник пищи” (Ruether 2005, 18) [20, с. 18]. Здесь фуражирование определяется как “жизнеобеспечение, основанное на охоте на диких животных, сборе дикой растительной пищи и рыболовстве, без одомашнивания растений и без одомашнивания животных, кроме собаки” (Lee and Daly, в Panter-Brick et al 2001, стр. 2 в Николсоне, 2008) [Lee and Daly, в Panter-Brick et al 2001, стр. 2 в 10]. За исключением одомашнивания собаки, это описание добывания пищи помимо человека применимо ко многим другим видам, поэтому нам снова нужно искать то, что делает нас по-настоящему людьми.

 

Женщины эпохи Палеолита имели обостренную, ведающую связь с природой, включая растения, которые они собирали (Garcia Legar, 2017) [5]. Скорее всего, женщина тоже участвовала в изготовлении инструментов для извлечения и сбора собранных ею растений (Torrence 2001; Hudecek — Cuffe 1996; Dahlberg 1981) [21; 22; 23]. Но она также хорошо знала времена года, где и когда она найдет различную пищу, как растительную, так и животную, включая перелетных птиц, и ежегодное время их прибытия, и локации гнезд. Но больше всего эти знания основывались на “ регулярности движений небесных объектов (которая) позволяла … (древним людям) ориентироваться во времени и пространстве” (Крупп, 2003) [24, с. 1]. Это знание связывало их с циклом жизни. Однако здесь я предполагаю, что, по-видимому, женщины в древние времена пошли еще дальше; осознав, что природа выражала себя через повторяющиеся паттерны, женщина возвысила это понимание до элементарной календарной системы, которая состояла из чередующихся темных и светлых периодов, основанных на равноденствиях (Garcia Legar, 2017) [5]. Ее распознавание и празднование этих циклов было проявлением ее духовности и связывало ее с пониманием жизни за пределами материального мира, где она также вынашивала тайну в своем собственном теле. Именно различные аспекты этого предложенного видения Я «воплощаю» в этой статье, и именно это делает человека действительно человеком.

 

Моя История 

С тех пор как я вернулась в Университет в 2012 году, чтобы получить степень Магистра Трансперсональной Психологии и степень Доктора Философии по изучению Сознания, которую я получила в 2016 году, научные исследования Сознания стали неотъемлемой частью моего духовного путешествия. Поскольку метод Интуитивной Медитации (ИМ), который я практикую и исследую, является практикой, основанной на сердце, и также включает активацию 19 точек во всем теле с помощью прикосновения, вибрационного звука и дыхания, мой интерес сосредоточился на Воплощенных Духовных подходах (способы воплощения духовности). ИМ-это не религиозная практика, а естественный метод осознания нашей чувствующей природы, а также открытия или повторного открытия нашей основанной на сердце внутренней интуитивной способности подключения к «Источнику» на нашем пути Самопознания (Арка, 2013) [25]. Различные методы медитации также можно разделить на медитацию мышления или медитацию чувств (Arka, 2003) [26]. ИМ-это путь, основанный на чувствах, который спускается ниже уровня ума, намереваясь открыть нашу более глубокую сущность или «Я». Некоторые методы помогают спуститься ниже ума, но не предоставляют возможности медитации на «Я(Сущность)». Для Свами Муктананды (1994) [27] это похоже на «медитацию цапли”, хотя следует признать, что современные научно обоснованные методы медитации, ориентированные на сердце, или методы, связанные с благополучием и/или даже когерентностью, приносят физические, умственные и эмоциональные преимущества, как показывают их многочисленные результаты исследований (Elbers and McCraty, 2020; Field, Edwards, Edwards and Dean, 2018; Edwards and Dean, 2018)., 2016) [28; 29; 30]. Однако также важно понимать, что в прошлом у медитации были другие цели и намерения.

Для Лучаковой (2007) [31] центром практик, связанных с трансцендентностью эго и созерцанием «Я», является «экспериментальная феноменологическая интроспекция(самоанализ) в живую топологическую конструкцию» Я «»(стр. 82) [стр. 82], в то время как для Арки термин «медитация» подразумевает «серьезное размышление о себе [которое включает] процесс глубокого исследования глубины души о … [нашем] существовании или о том, как была создана Вселенная или законы, которые управляли живой и неживой материей» (2013, стр. 29) [25, стр. 29]. В этом смысле цели медитации не так уж отличаются от целей науки, но способ, который они применяют, традиционно отличается; последние смотрят на природу природы, используя свои органы чувств или их расширения, в то время как внутренний ученый-исследователь или йог обращает свое внимание во внутрь, чтобы изучать, исследовать и открывать свое внутреннее » Я » и законы, лежащие в основе существования. Логика этого заключалась в том, что, если бы они познали свою собственную природу, они познали бы природу вселенной (Арка, 2003, 2013) [25; 26]. Поскольку цель современных методов медитации в основном сосредоточена на благополучии человека, Арка называет разработанный им метод медитации Интуитивной Медитацией (ИМ), чтобы сохранить первоначальное значение этого термина.

Мое исследование метода ИМ привело меня к созерцанию различных способов получения знаний, которые, в свою очередь, направили меня к разделению между мужским и женским принципом, основанным на различных эпистемологических способах познания. С психобиологической точки зрения последовательность, в которой развивается наше тело, начиная с эмбриологического развития, включая развитие префронтальной коры, имеет отношение к этому различию. Хотя ПФК демонстрирует изменения в развитии в течение первого года жизни, она достигает зрелости только в начале юношества (Diamond, 2002) [32]. Последняя область связана с нашим мыслящим умом, уровнем сознания, который повышается за счет тренировки наших интеллектуальных способностей через нашу образовательную систему (Arka, 2013) [25]. Я связываю этот способ познания с мужским принципом, а женский принцип-с первичным способом познания, основанным на теле, который приводит к интуитивным прозрениям, основанным на чувствах, включающим область сердца (Lindhard, 2020a) [33]. В эмбрионе сердечная система начинает свое развитие раньше нервной системы, что указывает на ее первичность. Оба пола могут использовать оба способа познания, хотя западный мир благоприятствовал развитию наших интеллектуальных способностей, связанных с мужской идеей совершенства, воплощенной в древнегреческой концепции Paideia (Пайдея) (Lindhard 2020a; 2019) [33; 34]. Хотя Беттизиа Гоццадини получила высшую степень в области права еще в 1237 году в Италии (Bonadede, 1845) [35], на самом деле только в течение последних двухсот лет женщины все чаще имели доступ к институционализированному образованию, особенно высшему образованию. Однако редко учитывается, что мы теряем, когда чрезмерно интеллектуализируем свои мыслительные способности, и в моем случае только после восстановления моего основанного на чувствах способа познания я осознала роль, которую этот уровень сознания играет в качестве нашей жизни, особенно когда речь идет о получении интуитивного руководства и чувстве связи, которое мы имеем с природой и с другими существами. Телесное осознание также существует всегда «в реальном» времени, то есть синхронизировано с интеллектом, выражающим себя через наше тело, и воспринимается как нечто бесконечное или намного более медленное, в отличие от того, когда мы находимся в нашем мыслящем уме.

 

 

Совместно с моей академической подготовкой я также являюсь квалифицированным терапевтом в области Краниосакральной терапии и Семейной терапии. Все мои начинания связаны с желанием исцелить мою личную травму. Только оглядываясь назад, я осознала, что отделилась от своего тела (и от своей более глубокой Сущности или Души), и как моя потребность в прикосновении привела меня к методу медитации, построенному на собственном прикосновении и дающему основанную на теле краниосакральную терапию, также основанную на прикосновении. Я также поняла, что личная травма в сочетании с системой образования, которая благоприятствует мышлению, связанному со знанием о мире, является мощным сочетанием, которое удерживает многих людей в их головах, вместо полного переживания жизни, которое включает в себя нашу первичную систему восприятия, связанную с телесным осознанием, а также, возможно, другие рудиментарные чувства (Lindhard, 2020b) [36]. Мой путь воплощения развился настолько, чтобы охватить коллективный уровень травмы, с которой сталкиваются многие женщины (а также некоторые мужчины), когда они не находят отклик в мире на свои личные стремления и видения мира, основанные на заботе как о природе, так и обо всех других существах, отраженных в патриархальной культуре, в которой мы живем. Это согласуется с прорывным исследованием К.Гиллиган (1988) [37], в котором она обнаружила, что забота и связь характерны для женского мышления и что у женщин “самость познается в опыте связи … взаимодействия, отзывчивости человеческого участия” (Гиллиган 1988, 7). Хотя женщины, безусловно, добились успеха в современном обществе, часто это происходило за счет присущей им заботливой женской природы (Lindhard, 2020a) [33], что может объяснить критику работы Гиллиган некоторыми феминистками.

 

Принудительные меры, предпринятые из-за COVID, когда семьи не могли присутствовать, когда их близкие умирали во время пандемии, отражают новый сдвиг; даже на войне солдаты рискуют своей жизнью, чтобы реанимировать тело раненого или забрать даже мертвого друга, чье тело находится на вражеской территории. Для многих людей эти новые правила указывают на тенденцию, которая еще больше отдаляет нас от нашей внутренней человеческой природы. Это указывает на необходимость исцеления общества на очень глубоком уровне. У некоторых женщин, в том числе и у меня, эта забота об обществе сочетается с глубоким желанием узнать правду, даже если в конце концов, правда, когда она произносится, всегда относительна и должна быть глубоко прожита, чтобы быть полностью понятой.

 

 

Доисторическая История Испании

Исходя из этих соображений, в этой статье я рассматриваю в первую очередь духовность женщин эпохи Палеолита на Испанском полуострове как способ привлечь внимание к аспектам нашей истории, которые совсем не были или, по крайней мере, не были полностью признаны. Прослеживая ДНК в митохондриях, унаследованных от матери, в наших клетках было обнаружено, что все люди имеют теоретически общего предка по материнской линии (Wilson, Stonking, Cann, Prager, Ferris, Wrischnik и Higuchi, 1986) [38]. Эта женщина, известная как «Митохондриальная Ева», жила между 100 000 и 200 000 лет назад в Африке и послужила порождением теории происхождения человека «Из Африки» (Cann, Stonking and Wilson, 1987) [39]. Это не означает, что она была первой женщиной, поскольку другие более ранние матрилинейные линии, вероятно, вымерли. Это означает, что все люди сегодня имеют общего предка по женской линии. Не все ученые согласны с данными, на которых основана митохондриальная Ева (Darlu and Tassy, 1987) [40], однако недавние исследования показали, что это утверждение достаточно обоснованно. Исходя из этих данных, можно построить генеалогическое древо на основе ДНК, где митохондриальная Ева является общим предком до того, как разветвляются основные ветви, известные как клады. Эти клады определяют различные гаплогруппы. Согласно традиции хопи, народы мира были разделены на четыре основных клана, связанных с различными стихиями: Хопи-с землей, Желтые люди-с воздухом, Черное племя-с водой и Белое племя — с огнем. Возможно, это разделение и различные гаплогруппы совпадают, а может и не совпадают, но в этой статье мы говорим об истории «белого племени», где мы сосредоточимся на homo sapiens, которые жили на Пиренейском полуострове, включая территорию к югу от реки Роны во Франции, до патриархального индоевропейского вторжения. Вслед за Гарсией Леджером (2017) [5] я называю область этой территории баскским названием Izpania, что означает землю между двумя морями.

 

Испания, это страна, имеющая очень древнюю историю существования человека, где ДНК насчитывает 1 200 000 лет, поэтому в Атапуэрке и Гранаде были найдены образцы ДНК останков древнего человека, которым 1 200 000 лет. Существуют различные гипотезы о том, почему неандертальцы вымерли, и более точная датировка показала, что они все еще присутствовали в Испании (Zilhão et al, 2017) [41], когда homo sapiens прибыл около 40 000 лет назад, вероятно, пересекая Пиренеи. Существует много веских причин, по которым неандертальцы вымерли, и, вероятно, некоторые из них также скрещивались с вновь прибывшими, у которых были другие культурные привычки. По-видимому, они сосуществовали с homos sapiens в течение примерно 2600-5400 лет (Zilhão et al, 2017) [41]. Было высказано предположение, что вновь прибывшие в Испанию жили в матрилинейных кланах, которые состояли примерно из 25-30 членов и включали мужчин, но в те дни брак не существовал (Borneman, 1975; Garcia Ledger, 2017) [42; 5]. В антропологических терминах сексуальность называлась беспорядочной, поскольку она была спонтанной, а отец был неизвестен или, по крайней мере, официально не признан, следовательно, родословная проходила по материнской линии. Поскольку эти кланы были фуражирами и не имели постоянного места жительства, их постоянное перемещение способствовало их встречам с другими кланами и, следовательно, позволяло общаться с мужчинами за пределами материнского клана (Garcia Ledger, 2017) [5].

 

Матрилинейные общества

Homo sapiens из Izpania разделяют общую социокультурную систему, которая была матричной, по терминологии Борнемана [42], и придумана им в 1975 году для обозначения системы, которая характеризовала европейские культуры в эпоху палеолита до индоевропейского патриархального вторжения с Востока. Это согласуется с версией гипотезы Кургана, предложенной Гимбутасом (1982) [43]. Есть две отличительные черты матрилинейных обществ: во-первых, они матрилинейны, то есть родословная проходит через женщину, и, во-вторых, они матри-центрированы или матри-сфокусированы(направлены), другими словами, общество организовано вокруг матери. В матрилинейных обществах нет центральной власти, и поэтому их не следует путать с матриархальными обществами. Девяносто процентов ранней культуры нашего вида были матристическими, и это был период, когда мы все еще были глубоко связаны с природой. Эта культура предшествует писаным законам и является доисторической в том смысле, что ее письменной истории не существует. Материнская основа матристических обществ это то, что обеспечивает генезис человеческой культуры (Гарсия Легар, 2017) [5], и это “магия материнства, через которую принцип божественной любви, единства и мира проявляется в жизни, полной насилия. Заботясь о плоде своего тела, женщина, прежде чем мужчина, развивает свою способность любить за пределами своего собственного существа. Эта забота (о природе) является основой развития культуры. Из нее исходит вся добрые дела в жизни, вся преданность, вся забота и вся конечная скорбь” (Бахофен в Гарсия Легар, 2017, стр. 21) [Бахофен в 5]. Интересно отметить, что аспекты этой заботливой природы присутствуют и у других видов, например у львиц, хотя этот аспект, как мы знаем, и не процветает в развитии культуры. Таким образом, мы должны искать другие факторы, которые способствовали тому скачку в развитии, который делает нас по-настоящему людьми.

 

Garcia Legar (2017) [5] также предполагает, что благодаря магии материнства тело каждой женщины рассматривалось как изображение Матери-Земли. Через него она рождает как мужчин, так и женщин, и поэтому мужчины никогда не были исключены или угнетены в матрилинейных обществах — оба пола были плодами ее чресл и были одинаково любимы. Впоследствии можно также найти корни понятия “всеобщих прав и свобод” в матристических культурах (с. 21) [5, с. 21]. В целом, антропологический консенсус также указывает на то, что “общества, занимающиеся добычей пищи, демонстрируют самые низкие уровни структурного неравенства между полами по причинам, включающим значительный уровень участия женщин в натуральном производстве (способность как генерировать, так и распределять ресурсы), минимальное разделение государственного и частного секторов и относительную редкость войн (Nicolson, 2008, p.43) [44, p. 43]

 

В матрилинейных обществах никакая определенная мужская гендерная роль не была связана с оплодотворением. Внутри кланов вполне возможно, что мужчины также играли роль разведчиков и брали на себя соответствующую роль, когда требовалась дополнительная сила. Реконструктивная работа предполагает, что гендерные роли, связанные с работой в доисторические времена, вероятно, были взаимозависимыми, взаимодополняющими и гибкими по своей природе (Hudecek-Cuffe 1996, p. 93) [45, p. 93]. Женщины ранних времен, как отмечает Гарсия Легар (2017) [5], также были очень сильными, высокими и хорошо сложенными, с хорошо развитыми мышцами рук, и оба пола, вероятно, выполняли многие роли, в том числе в охоте; факт подтверждается ископаемыми останками [46]. Интересно, что у обоих полов не было ни одного из дегенеративных заболеваний, которые начали развиваться в эпоху неолита, которая включала в себя одомашнивание злаков.

 

Хотя считается, что матрилинейные общества существовали в спокойные времена (Chafetz 2006, 11) [47], это убеждение далеко от реальности. Между 30 000 и 10 000 годами до нашей эры в Европе был ледниковый период, начали таять ледники, и земля под ними заполнилась деревьями. Это медленное таяние изменило привычки людей, и, хотя многие последовали за миграцией мамонтов на северо-восток, некоторые кланы на юге Франции и Испании остались там, где они были, с несколько более мягким климатом в тени Пиренеев. Хотя к 12 000 году до нашей эры климат был немного лучше, на севере Испании средняя умеренная температура летом составляла от -5 до +5, а на юге Испании она была примерно на 15 градусов ниже, чем современные температуры (Garcia Legar, 2017, с. 36) [5, с. 36]. Продолжительность жизни была короткой, в среднем около 34 лет, и выжить в этих экстремальных условиях, должно быть, было непросто. В воспитание детей не включалось обучение добыванию продуктов питания, поскольку эти ранние люди были охотниками-собирателями, поэтому рождение и воспитание ребенка было актом великодушия с их стороны, без стремления к какой-либо выгоде для себя. Вероятно, в нем участвовали все женщины, а может быть, и весь клан. Похоже, забота была частью человеческой природы на протяжении тысячелетий. Ископаемые останки “Бенджамины”, девятилетней девочки, страдающей “левым лямбдоидным синостозом”, найденные на стоянке Сима-де-Лос-Уэсос в Атапуэрке (Бургос, Испания), “были датированы минимальным возрастом 530 000 лет” (Ana Garcia et al, 2010, аннотация) [48, аннотация]. Затруднения, связанные с этой болезнью, указывают на то, что люди до неандертальцев ухаживали и заботились о представителе своего племени, у которого с рождения наблюдались серьезные психомоторные расстройства и трудности при ходьбе. Этот ребенок нуждался бы в большей заботе, чем та, которую могли оказать его родители, что указывает на то, что вся группа, вероятно, была вовлечена в эту задачу. “Есть ли что-то более человеческое, чем выбор заботиться о ком-то? Комментирует Грасия Теллез и добавляет: “Вот почему мы называем ее Бенджаминой. Потому что Бенджамина на иврите значит самый любимый” (in Sanchez Romero, 2020, para. 2) [in 49, para 2]. 

 

Женщины в палеолитических обществах (и, скорее всего, в обществах, предшествовавших палеолиту), вероятно, разработали способ привязывать своего ребенка к спине, чтобы они могли выполнять свои ежедневные задачи и свободно передвигаться. Они жили в пещерах и на открытом воздухе, вероятно, прикрывая тело шкурами животных, но, поскольку там не было сельского хозяйства, им приходилось постоянно передвигаться, чтобы добыть пищу; у клана не было постоянного места жительства.

 

Паттерны Природы

Как уже говорилось ранее, небесные явления происходят на удивление регулярно. Небо давало древним людям “глубокое чувство циклического времени, порядка и симметрии, а также предсказуемости природы…Небо было практическим инструментом, и оно помогало людям выживать (Krupp, 2003, стр. 1) [24, стр. 1]. Например, дождевые черви выходят на поверхность во время фазы “червячной луны”, а птицы мигрируют в теплые климатические районы на юг в тяжелые зимние месяцы. Благодаря своей способности чувствовать птицы могут “ориентироваться на путях миграции с помощью внутренних компасов, управляемых магнитным полем Земли” [50, п. 2]. Точно так же некоторые семена растений начинают расти, когда температура земли достигает определенного уровня, а другие производят семена, когда земля начинает высыхать. Эти циклы регулярны из года в год, и, будучи неотделимыми от природы, ранние люди были частью этого цикла, и они тоже, вероятно, руководствовались своим чувствами. Основываясь на Теории Шести Основных Уровней Сознания (Arka, 2013) [25] и моей работе по различным уровням восприятия, которая указывает на то, что осознание, основанное на теле, предшествует нашей вторичной системе восприятия, связанной с чувствами и нервной системой, я предполагаю, что мы в первую очередь чувствующие существа (Lindhard, 2020a) [36], что также приводит к уровню знания, основанному на теле. Кроме того, когда человек подключается сердечному уму (или сознанию сердца), может возникнуть множество интуитивных прозрений. Эти озарения могут быть в форме мыслей, образов и сновидений. Эта способность требует, чтобы мы были смиренными и владели глубинным желанием знать, как все устроено, включая законы природы. Как указывалось ранее, этот потенциал, это то, что традиционно включает медитация (Arka in Lindhard, 2016) [Arka in 51]; это естественная способность. Именно это желание знать и понимать может быть тем, что отличает нас от других животных, даже если они, как и все живые существа, обладают определенным уровнем сознательного осознания.

 

Хотя люди Палеолита жили близко к природе, женщин их менструальный цикл, вероятно, делал гораздо более чувствительными к природным ритмам, чем мужчин. До появления ночного электрического освещения было обнаружено, что “женщины временно синхронизируют свои менструальные циклы со светимостью и гравиметрическими циклами Луны” (Helfrich-Förster, Monecke, Spiousas et al., 2021, название) [52, название]. Основываясь на своих наблюдениях и памяти некоторые ранние люди осознали, что природа выражала себя через чередование периодов света и тьмы, которые были как суточными, так и сезонными, основанными на равноденствиях. Вероятно, именно это привело к появлению ранней календарной системы (Garcia Legar, 2017) [5]. Беременность также связывала женщин с Луной, и продолжительность их беременности считалась в лунных месяцах. Связь и отражение их собственного опыта во время беременности также помогли бы им осознать, что природа тоже проходит через период тьмы, прежде чем «родиться заново» весной. Мы, конечно, не знаем точно, когда эти озарения произошли с homo sapiens, и, хотя мы обычно связываем эти чередующиеся циклы с символом Инь и Ян (Тайцзицу) даосской традиции, похоже, что это было частью старой Европы. Керамические сосуды, украшенные обратными спиралевидными формами, были найдены на керамической посуде, датируемой примерно 5000 годом до н. э. в неолитической культуре Кукутени в Румынии, Украине и Молдавии (Marija Gimbutas, 1982) [53]. 

Научные мнения относительно того, когда была написана книга Дао Дэ Цзин, колеблются между 8-м и 3-м веками до нашей эры (Editors of Encyclopaedia) [54], Stenudd (n.d) [55] предполагает, что это было не ранее 6-го и не позднее 4-го века до нашей эры. Легенда гласит, что Лао-цзы написал ее после того, как покинул высокий официальный пост в Китайской империи в смятении и разочаровании в фарсе правительства. Похоже также, что космическая циклическая природа была также известна друидам. В 1987 году в Леоне, Франция, были найдены бронзовые таблички, датируемые 2 веком. Хотя друиды обычно писали только о своих финансовых операциях, Кондратьев (1999) [56] предполагает, что они сделали исключение, написав о своей традиционной культуре и календаре солнца/луны, поскольку знали, что их вот-вот победит Рим.

 

Мы также должны помнить, что “люди смотрят на одни и те же кости и камни и видят в качестве альтернативы убедительные доказательства охоты, убедительные доказательства добычи и вообще никаких убедительных доказательств” (Wenke 1999, 143) [57]. Проблема интерпретации доисторических свидетельств “требует признания сложных, возможно, даже противоречивых возможных значений. Не игнорируя и не отбрасывая двусмысленности, процесс построения теоретических выводов на основе данных, полученных до современности, требует постоянного смещения и просеивания, чтобы справиться с противоречиями, которые возникают естественным образом” (Николсон, 2008, с. 87) [44, с. 87]. Учитывая это, представляется вероятным, что даже в период верхнего Палеолита (около 30 000 лет до н. э.) люди также сознательно осознавали чередующиеся циклы светлых и темных периодов природы, которые повторяются ежегодно (Garcia Legar, 2017; Gimbutas, 1982) [5; 43]. Суровые условия, в которых они жили, делают эту гипотезу вероятной и надежной. Таким образом, оба пола должны были бы это осознать, однако из-за связи женщины с небесными ритмами через ее менструальный цикл и через беременность, вероятно, женщины были более глубоко вовлечены в совершенствование календарной системы

Я также предполагаю, что именно благодаря беременности эти ранние женщины были склонны размышлять о тайне, которая стоит за видимым миром, но в то же время участвует в творении через присутствие в женских телах. Это соображение большинства женщин, когда они осознают пробуждение новой жизни в своем животе. Мы должны помнить, что природа спермы была впервые рассмотрена через микроскоп в 1677 году. Аналогично, яйцеклетка была впервые рассмотрена в 1827 году, а процесс зачатия, включающий в себя попадание сперматозоида в яйцеклетку, был открыт Мартином Берри в 1843 году (CBC News, 2007) [58]. До этого рассуждения о природе беременности, скорее всего, были мистическими, и, возможно, то, что у нас есть научное объяснение, которое уводит нас от тайны, которая все еще лежит в основе всего творения, не играет нам на руку. Эти ранние люди наверняка знали об оплодотворении. Сперма в современных культурах коренных народов называется мужской жидкостью (Berglund, 1976, p. 94) [59, p. 94] и именно тепло самца вытесняет воду, которая затем смешивается с кровью самки [стр. 96], и возможно, что об этом также думали подобным образом в доисторические времена. В матрилинейных обществах никакая конкретная мужская гендерная роль не была связана с потомством, которое появилось в результате оплодотворения.

 

Искусство Женщин Эпохи Палеолита  

Когда человек созерцает чередующийся циклический паттерн природы, он приходит к осознанию того, что существует нечто невидимое, что соединяет различные полюса; что за видимой природой стоит Тайна или невидимая Природа. Мы можем считать это духовным, или невидимым измерением. Как и сегодня, у нас нет возможности полностью описать это духовное измерение, которое порождает или «рождает» всю видимую природу. Однако, похоже, эти дограмотные женщины нашли способ сравнить себя со своими собственными телами; для них вульва или влагалищное отверстие влагалища были вратами к тайне, или “происхождению жизни” (Garcia Ledger, 2017, с. 48) [5, с. 48]. Судя по наскальным рисункам, кажется, что сексуальный аспект вульвы не считался столь важным, однако связь между вульвой и маткой, пещерой, темнотой, утробой и рождением новой жизни, по-видимому, выражается через их искусство. Многочисленные рисунки вульвы изображены в Камере Вульв в пещере, известной как Тито Бустильо в Кантабрии. “Хотя первоначально считалось, что они относятся к эпохе Магдалины, формальное и стилистическое сходство в их исполнении теперь определило их в более поздние периоды верхнего палеолита” (Centro de Arte Rupestre n.d., пункт 3) [60, пункт 3]. Это говорит, что эти рисунки существуют около 30 000 лет, и пещера была объявлена объектом Всемирного наследия. “Эти представления демонстрируют тесные связи с другими объектами на севере Испании (Ла-Льюера II, Миколон и Эль-Кастильо) и за ее пределами на юго-западе Франции (Англессур-Англин, Абри-дю-Пуассон и Ла-Феррази)” (п. 5) [60, параграф 5] но именно в Камере Вульвы находятся самые важные и обильные изображения вульвы во всей Европе.

 

При строительстве копии пещеры Экаин (Гипускоа, страна Басков), объекта всемирного наследия, зооархеолог Карен Мариезкуррена, которая была ответственной за присутствующих в пещере во время строительных работ, обнаружила новые особенности. Несмотря на то, что Мариезкуррена училась у всемирно известных экспертов-мужчин, она заметила различные аспекты, которые раньше не замечали. Как и в других рупестрианских пещерах, природные особенности пещер были преобразованы художниками, чтобы представить различные явления, такие как “конский хвост” в Альтамире и маска в пещере Кастильо (Altuna and Mariezkurrena, 2008) [61]. В Экаине Альтуна и Мариезкуррена предполагают, что определенная природная особенность пещеры может представлять брюшную полость крупного рогатого скота, где были удалены его ноги, голова и грудная клетка (аннотация) [61, аннотация]. В дополнение к этому, в различных частях пещеры найдено множество черных линий или штрихов, красных пятен, красных и черных точек. Но что нас здесь интересует, так это вертикальная полоса на панели лошадей, которая делит рисунки лошадей на две части. В верхней части этой полосы естественная овальная складка в скале, напоминающая вульву, много раз была закрашена красным цветом. И снова мы находим этот символ, представляющий вход в утробу, которая является источником жизни. Поскольку рисунки некоторых лошадей толстые и округлые, мне приходит в голову, что эти животные могут быть беременными. Использование рельефа в их картинах делает их динамичными, но также кажется, что художники часто изо всех сил старались изобразить специфические и сексуальные особенности животных, которых они рисовали, а также текстуру меха и гривы различных видов (Альтамира, н. д.) [62].

Символы и образы, которые были выражены в пещерах, вероятно, были важны для художников того времени, что создавало коммуникационную систему. Интересно также, что такие символы, как матка, пещера, тьма, утроба, встречаются позже в даосских традициях, а также в традициях Богини. В Даосизме они говорят о Чреве, из которого все возникает [Stenudd n.d. глава 6; 66; Anderson, 2017) [56, глава 6; 63] и которая не ищет никакой выгоды для себя.

В пещерах мы также находим символ V или V с проходящей через него линией. Это, вероятно, связано с формой лобковой области женщины в виде буквы V или буквы V с проходящей через нее линией, которая, вероятно, представляет собой рисунок лобковых волос и складок, образованных их ногами. Основываясь на своем обширном изучении Старой Европы, Гимбутас предполагает, что эти иероглифы представляют женское начало как Богиню-Мать и выражают ее вульву [64]. Благодаря ассоциации способности гусыни производить яйца, ее способность путешествовать по воде, суше и воздуху, а также ее отличительный V-образный след с линией посередине, вероятно, сделали ее тотемом или символическим животным не только палеолитических женщин из Izpana  (Гарсия Леджер, неопубликованная частная беседа), но, возможно, представителем творческой силы, стоящей за проявленным миром. В этом случае она, по аналогии, ассоциируется с Великой Матерью и/или ее творческим аспектом. Позже этот символ стал одним из символов тамплиеров, также их символ иногда представлен в виде трезубца (El Camino a Santiago, n.d.) [65]. При созерцании искусства позднего неолита можно наблюдать картины или скульптуры женщин, где одна или обе ноги изображены как гусиные. В качестве примера можно привести месопотамскую статуэтку возрастом 3500 лет, прозванную «Королевой ночи». Другие символы, найденные в этой статуэтке, указывают на ассоциацию женского начала с тьмой, львиц с заботой и сов, ночных существ, также с гусиными лапками [66]. Лебеди группируются с близкородственными гусями в подсемействе Anserinae, где они образуют племя Cygnini; я расширяю актуальность этой связи в разделе обсуждения.

 

‘Фигурки Венеры»

Скульптуры, известные как «фигурки Венеры», являются еще одной загадкой периода верхнего палеолита. У этих маленьких скульптур нет лица, и чаще всего у них очень пухлые тела. Dixon and Dixon (2011) [67] предполагают, что эти “изображения тучных женщин среднего возраста не были “Венерами” в каком-либо общепринятом смысле. Вместо этого они могли символизировать надежду на выживание и долголетие в хорошо питаемых и репродуктивно успешных сообществах” (аннотация). Benigni (2013) [68] рассматривает их как изначальные архетипы богини, которая, согласно Нейману (1955) [69], контактирует с небесным порядком вселенной как Регенератрица, означающие промежуточное положение между мирами, устанавливающее родословную богини возрождения и циклические космические времена. McDermott [70] предполагает, что они были сделаны женщинами, так как их пропорции совпадают с теми, когда человек смотрит вниз на свое собственное тело. Vandewettering (2015) [71] предостерегает нас от переноса наших собственных идеалов на статуэтки Венеры (и действия) в качестве колонизаторов и присваивателей прошлого и призывает к необходимости “построения археологических методов интерпретации представлений о гендере и гендерных отношениях таким образом, чтобы более точно отражать древние народы, которые создали эти статуэтки” [71, аннотация]. Учитывая это, фигуры могут также представлять Великую Мать как силу, стоящую за творением, которая отражается в теле человеческой женской формы, предположение, которое согласуется с гипотезой, представленной здесь, относительно рисунков вульвы, представляющих Великую Мать.

 

Кости 

Мы мало что знаем о ритуалах, связанных со смертью в период Палеолита, за исключением того, что тела оставляли на съедение падальщикам. Похоже, что кости подвергались захоронению, или, по крайней мере, некоторые из них. В Миро-Кантабрии, одной из пещер Испании, археологи обнаружили кости женщины, примерно 20 000 летней давности. Ее ДНК показывает, что ей было 40 лет. Ее назвали Красной Леди Мирана. Ее кости были помещены в небольшую выемку в земле между стеной пещеры и огромным камнем, упавшим с крыши. “Ее кости не раз были посыпаны красной окисью(оксидом), и на камне были сделаны рисунки. Место захоронения также было окружено ритуальными кострами…и еще одной особенностью, уникальной для того момента, было то, что на могилу было положено большое количество цветов… (Гарсия Легар, 2017, стр. 39) [5, стр. 39]. Надписи на камне включают две формы V, одну поверх другой, рисунок гусиной лапки над ними, а над ними-вульва (Garcia Legar, 2017, с. 39) [5, с. 39]. В других пещерах Европы они обнаружили больше женских костей с красной окисью(оксид), разбросанной по ним. Хотя мы, возможно, и не знаем причин, лежащих в основе этих прав на похороны, очевидно, что эти женщины считались особенными в своих кланах.

 

Порошок красного оксида был получен путем измельчения красного гематита, и он был разбросан по костям во время палеолитических погребальных наблюдений, а также использовался в рисунках вульв в пещере Тито Бустильо и картинах бизонов в Альтамире.

 

Обсуждение

Говоря о рупестрианском искусстве Африки, Дэвис (1984) [72] предполагает, что наскальное искусство функционирует как “средство коммуникации в трех основных контекстах: расширенная сеть ритуальных действий и верований, необычное восприятие и знание, а также адаптивно значимая местная информация” (Аннотация) [74, аннотация]. Что касается этих аспектов, я полагаю, что, обращаясь к искусству Палеолита в Испании, мы можем рассматривать их как способ, с помощью которого эти ранние женщины-художники пытались примирить напряжение между переживаниями невыразимого и в то же время обеспечить дидактическое выражение, основанное на образах.

В эпоху палеолита, как и в современном обществе, не все были бы заинтересованы в раскрытии тайн и законов природы. Однако время от времени человек мог пойти дальше своего обыденного переживающего сознания и начинал подключаться к чему-то большему, что позволило ему получить представление о своей природе и природе природы. Уилбер также признает, что “в каждую эпоху … очень небольшое число индивидов (проникало) не только в высшие способы обычного познания …но и в подлинно трансцендентальные, трансперсональные, мистические сферы сознания” (Уилбер 1995, 173) [12, с. 173]. Для него эта способность может проявляться “практически на любой стадии или уровне развития” (Wilber 2000, 2) [73, с. 227]. Как таковые, экстраординарные трансперсональные озарения, по-видимому, были ограничены чрезвычайно малой долей населения на каждой из стадий”. (Николсон, 2008, с. 129) [44, с. 227]. На протяжении веков многие из тех, кому удалось получить доступ к этим озарениям, не только делились своим пониманием с другими, но и оставляли указания на то, как они достигли этих высших состояний, и я предлагаю здесь рассмотреть некоторые из содержаний палеолитического пещерного искусства в этом свете.

 

Хотя период Палеолита длился около 20 000 лет, культура того времени, по-видимому, была довольно стабильной. Также возможно, что несколько человек в течение этого периода смогли войти в эти высшие состояния через один и тот же портал, отсюда сходство символов и рисунков, найденных в пещерах, хотя сами рисунки могут быть разделены тысячами лет. Для меня духовность женщин эпохи палеолита была воплощением того, как неопределимое воспринималось как живое и вибрирующее через них. Это перекликается с партисипативным подходом Феррера [74], который утверждает, что человеческая духовность возникает из совместного творческого участия людей в неопределенной тайне или порождающей силе жизни. В своем творческом аспекте тайна переживалась через их утробу и беременность, в их смерти она была признана разрушительной или темной фазой в цикле жизни, которая так необходима для «возрождения», и в своем выражении через небесные события она праздновалась через их ритуалы и паломничества, которые происходили в определенное время года. Экстраполируя назад кельтские праздники, можно сказать, что было, вероятно, 4 второстепенных и 4 главных праздника, причем 4 второстепенных праздника приходились на равноденствия и летнее и зимнее солнцестояние (Garcia Ledger, 2017) [5].

Хэй и Най (1998/2006) [17] обнаружили, что у детей, имеющих нерелигиозное происхождение существует естественная предрасположенность видеть мир относительно. Най (1998) [75] назвал такое качество сознания «реляционным сознанием», и оно относится к

 

осознанию нашей взаимозависимости с другими существами, включая Бога, животных и других людей. Это предполагает тонкую чувствительность к сложности и связи всех существ. Более конкретно, эта фраза относится к интуитивному, эмпирическому осознанию, ощущаемому чувству, а не к простому интеллектуальному осознанию. (Эксгуматор, 2009) [76].

 

Бог, будучи абстрактным термином, может быть именем, используемым западными детьми, но не дограмотными людьми или детьми других культур. Выводы Эй и Ная противоречат теории развития Пиаже (1971; 1976) [77; 78] и Фаулер (1981)[79], который предполагает, что духовность детей должна продвигаться через буквалистские и конвенциональные стадии, которые требуют отождествления с одной системой убеждений. Хотя методология исследования Хэя и Нея подвергалась критике, их результаты открывают нам возможность того, что палеолитические общества могли аналогичным образом воспринимать мир. Зулусское и Коса слово ubuntu, что означает «гуманность по отношению к другим» или «вера в универсальные узы совместной причастности, которые связывают все человечество» [80, п. 2] поддерживает существование такого типа сознания у коренных народов. Однако я предполагаю, что относительное сознание палеолитических обществ, подобное тому, которое встречается у детей, распространялось на все живые существа, включая Землю, которая рассматривалась как «Мать», а также на существа, которые больше не живут. Хотя природа как понятие, которому поклонялись, не была хорошо задокументирована, культуры коренных народов признавали и почитали отдельные природные небесные и земные сущности, такие как воздух, огонь, вода и земля. Они также признавали невидимые силы (Brittanica, n.d.) [81].

 

Интересна аналогия с гусем и творческой силой и/или Универсальной Матерью в природе. Эта связь, вероятно, ограничена местами в северном полушарии, такими как Испания и Европа. Но интересно, что существует также связь с традициями в Индии, где созидающие, поддерживающие и разрушающие для воссоздания аспекты сил, стоящих за проявленным миром, известны как Брахма, Вишну и Шива [82]. Хотя Брахма, аспект создания, рассматривается как мужчина, он едет на хамсе, что можно перевести как лебедь или гусь, подразумевая, что у него может быть женский корень. Адити-несколько забытая «богиня» в Индийском Парфеноне, и ее называют матерью многих богов или сил. Она рассматривается как безграничная или невинная и является богиней земли и неба, будущего и плодородия. Она также рассматривается как небесная мать каждой существующей формы и существа, что делает ее женской формой Брахмы [83]. Триада сил называются Тримурти, представляющее собой три высших проявления единой конечной реальности. Тримурти представлена трезубцем [84] Брахман считается высшим Универсальным Принципом или Высшей реальностью во вселенной, которая стоит за проявленным миром. Брахман рассматривается как вечный, сознательный, несводимый, бесконечный, вездесущий и как духовное ядро конечности и изменчивости вселенной.

Различные школы рассматривают отношение индивидуальной души к Абсолютному Принципу как дуалистический, недвойственный или квалифицированный монизм, который в то же время признает присущую каждому индивиду уникальность. Ханса (हंस) или лебедь — это символ Брахмана (трансцендентного)/Атмана (индивидуальной души или «Я») в индийской иконографии (Джонс, 2005, стр. 8894) [85, с. 8894].

Сходство символов и/или иероглифов, обнаруженных в Месопотамии, Индии и Испании, включая другие части Европы, по-видимому, указывает на лежащую в основе общую культуру, ориентированную на матрицу, но все это еще нуждается в исследовании.

 

Заключительные Замечания  

Во времена Палеолита роль женщины-матери была сложной и, вероятно, многомерной. Однако я, как и Гарсия Леджер, чувствую, что в древних кланах женщины не считались ни богом, ни идолом, ни королевой, ни матерью бога (стр. 40) [5, с. 40]. Однако я чувствую, что их способность рожать помогла им провести параллель или аналогию между собой и творческой силой, стоящей за проявленной Вселенной, которая также рассматривалась бы как Мать. Как я вижу, невыразимое для них было не абстрактной основой бытия, а сущностью, которая могла создать и породить естественный мир, который был двойственным или полярным. Похоже, что отношение к тайне как Матери было заложено в основе их духовности, которая также проявлялась через них и все творение. Для женщин воплощенная духовность приходит естественным образом. Из того немногого, что мы знаем об их похоронных обрядах, кажется, что они также чтили некоторых умерших женщин. Видели ли они смерть как часть жизненного цикла, связанного с регенеративным аспектом Тайны, или как Природу, мы не можем утверждать. Но россыпь красного оксида на костях некоторых женщин и на рисунках или естественных расщелинах, которые изображали вульву, по-видимому, указывает на то, что жизнь и смерть могли быть тесно связаны. На протяжении эпох, составляющих период палеолита, творческий аспект Матери, возможно, расширился, включив в себя разрушительный аспект природы, представляющий смерть как необходимую часть возрождения. Однако, поскольку эти древние женщины также были хорошо осведомлены о небесных событиях и о том, как они влияли на проявление природы (им пришлось бы это сделать, чтобы выжить в экстремальных условиях, в которых они жили), возможно, они также чтили аспект сохранения или упорядочения природы или Великой Матери. В этом отношении представляется вероятной гипотеза Гарсии Легара [5] о том, что древние матрилинейные кланы также отмечали те же небесные события, что и кельты, которые состояли из 4 второстепенных праздников, приходящихся на равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния, и 4 главных праздников, которые наступали на 40 дней позже. Исследователи не совсем уверены, почему именно 40 дней, но эта цифра снова появляется в христианской традиции, как и другие даты, но теперь перенесена, чтобы совпасть с событиями в христианском календаре. Но интересно, что христиане все еще празднуют те же даты, что и те, которые так много значили для наших давно забытых предков в эпоху палеолита. Похоже, что в Индии на их понимание Вселенной и событий, которые они празднуют, также могло повлиять раннее осознанное понимание Вселенной. Сходство символов и/или иероглифов, найденных в Месопотамии, Индии и Испании, включая другие части Европы, по-видимому, указывает на эту возможность, но это необходимо исследовать.

 

Наш подход к тайне, лежащей в основе нашего видимого мира, меняется, но неизменным остается то, что на протяжении веков мы пытались понять невыразимое через ту призму, которой мы руководствуемся или которая нас больше всего привлекает. Временами мы были чисто духовными, в другое время мы были религиозными, вероятно, превратив Великую Мать в Богиню, а затем заменив ее Богом мужского пола. Но что остается неизменным, так это наша забота о других, наша Великая Мать/Богиня/Бог никогда не была безличной. Она или Он считались воплощением самого высокого, к чему может стремиться человек. Возможно, пришло время переосмыслить некоторые тенденции, которые развивают современные люди, как в их подходе к тайне видимого проявленного мира, так и в нашем поведении на этой планете. Мы не роботы, как и все наши собратья, мы чувствующие и мыслящие существа, тесно связанные со Вселенной и, прежде всего, друг с другом и со всеми другими живыми существами. Наша способность любить невыразимое, независимо от того, как мы понимаем «Это», и любить и заботиться о творческом материальном выражении невыразимого, даже если эти существа не являются нашим собственным достижением, вероятно, делает нас по-настоящему людьми. В терапии семейных созвездий Хеллингер [86] говорит о необходимости восстановления порядка любви через признание всех наших предков, но эта потребность в равной степени применима ко всем системам, включая духовное развитие человека. Здесь я чувствую, что нам нужно признать духовность женщин раннего палеолита как часть поиска предстоящего нового пути, который включает в себя наши ранние корни. Это может дать возможность нам выйти общее ядро для различных религий и более поздних моделей конечной природы реальности. Мы также можем узнать от них, что духовность, это не то, что отделено от жизни, это почитание жизни как части Тайны. Женщины и мужчины вместе должны участвовать в этом начинании, если мы действительно хотим жизнеспособного будущего для следующих поколений и всех живых существ на этой планете.

 

Перевод с английского языка В.В.Ковальчук

Ссылки На духовность женщин эпохи палеолита

[1]  De Piero, Cristina. Santa Teresa de Jesús, una Mujer de todos lo Tiempos. Cuadernos de Teología. Vol. VI, No. 2. pp. 44-64, 2014.

[2] Tsoukatos, Elaini G. Finding God in all Things. PhD diss. Faculty of the Graduate School of Arts and Sciences of Georgetown University, 2011.

[3] Snow, D. R.  Sexual dimorphism in Upper Palaeolithic

hand stencils, Antiquity, vol. 80, pp. 390-404, 2006.

[4] Wang, James Z, Weina Ge, Dean R. Snow, Prasenjit Mitra, and C. Lee Giles Sexual Dimorphism in European Upper Paleolithic Cave Art. American Antiquity 78(4):746-761, 2013.https://www.researchgate.net/publication/273042625_Sexual_Dimorphism_in_European_Upper_Paleolithic_Cave_Art

[5]  Garcia Legar, Marianna. La Rueda de Izpania Fiestas de la Tierra y espiritualidad matristica de la penisula ibérica. Barcelona: ADN Grafic. 2017.

[6] Fagan, Brian M. & Beck, Charlotte, «Venus Figurines», The Oxford Companion to Archaeology, Oxford University PressISBN 9780195076189 pp. 740–741, 1996.

[7] Eberhard, K and Eberhard, J. „It must be a woman“. Universitat Tubingen, 2016. https://web.archive.org/web/20161011145105/https://www.uni-tuebingen.de/en/news/press-releases/newsfullview-pressemitteilungen/article/es-muss-eigentlich-eine-frau-sein.html

[8] Campbell, Joseph. The Hero with a Thousand Faces. 1993 ed. London: Fontana Press, 1949/1993.

[9] Campbell, Joseph. Myths to Live By. Toronto: Bantam Books, 1972/1988.

[10] Nicholson, Sarah. In the footsteps of the heroine. Ph.D diss University of Western Sydney, 2008.

[11] Zihlman, Adrienne L. «Women as Shapers of the Human Adaptation.» In Frances Dahlberg (ed) Woman the Gatherer, New Haven & London: Yale University Press, 1981.

[12] Wilber, Ken. Sex, Ecology, Spirituality. Boston: Shambhala, (1995)

 [13] Wilber, Ken. Brief History of Everything. Boston: Shambhala, (1996)

 [14] Wilber, Ken. (1998). The Essential Ken Wilber. An Introductory Reader. Boston: Shambhala, (1998)

 [15] Piaget, J. The theory of stages in cognitive development. In D. R. Green, M. P. Ford, & G. B. Flamer (Eds.) Measurement and Piaget (pp. 1–11). New York: McGraw-Hill, 1971.

[16] Piaget, J. The grasp of consciousness: action and concept in the young child (Trans. S. Wedgwood). Cambridge: Harvard University Press, 1974/1976.

[17] Hay D., & Nye R. (1998/2006). The spirit of the child. London/Philadelphia: Kingsley/Harper Collins.

[18] Marx, Karl, and Friedrich Engels. n.d. Werke. Berlin : Dietz Verlag. —. n .d. Collected Works, Vol. 1-7. New York: International Publishers.

[19] Fleming, Marie. «Habermas on Social Labor and Communicative Action.» Paper presented at the Twentieth World Congress of Philosophy, 1998.

www.bu.edu/wcp/Papers/Soci/SociFlem.htm.

[20] Ruether, Rosemary Radford. Goddesses and the Divine Feminine. A Western Religious History. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2005.

[21] Torrence, Robin. «Technology: Macro-and Microscale Approaches.», In Catherine Panter-Brick, Robert H Layton and Peter Rowley-Conwy (Eds) Hunter-Gatherers: An Interdisciplinary Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

[22] Hudecek-Cuffe, Caroline R. «Engendering Northern Plains Paleoindian Archaeology: Decision-Making and Gender Roles in Subsistence and Settlement Strategies.» PhD diss, University of Alberta (Canada), 1996.

[23] Dahlberg, Frances, (ed). Woman the Gatherer. New Haven & London: Yale University Press, 1981.

[24] Krupp, Edwin C. (2003). Echoes of the Ancient Skies: The Astronomy of Lost Civilizations. New York: Courier Dover Publications, pp. 62–72, ISBN 0-486-42882-6

[25] [Arka. S. Arka Dhyana Intuitive Meditation. An enlightening journey into your inner

realms initiated by your breath, sound and touch. Middlesex, UK: Coppersun Books.

2013.

[26] Arka, S. (2003). Becoming inspired. London: Coppersun Books.

[27] Swami Muktananda, (1994). Play of consciousness: A spiritual autobiography (4th ed.). Chicago, IL: Siddha Yoga Publications.

[28] Elbers, J and Rollin McCraty. Heartmath Approach to Self-Regulation and Psychosocial Well-being. Journal of Psychology in Africa. Vol. 30, No. 1, 69–79, 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/14330237.2020.1712797.

[29] Field, Lucy H; Stephen D. Edwards; David, J. Edwards and Sarah E. Dean. Influence of HeartMath Programme on Physiological and Psychological Variables. Global Journal of Health Science; Vol. 10, No. 2; 2018. ISSN 1916-9736 E-ISSN 1916-9744.

[30] Edwards, Stephen D. Influence of Heartmath Quick Coherence Technique on Psychophysiological Coherence and Feeling States. African Journal for Physical Activity and Health Sciences (AJPHES) Volume 22(4:1), December 2016, pp. 1006-1018.

[31] Louchakova, O. Spiritual heart and direct knowing in the Prayer of the Heart. Existential Analysis, 18(1), 81–102. (2007).

[32] Diamond, A. Normal Development of Prefrontal Cortex from Birth to Young

Adulthood: Cognitive Functions, Anatomy, and Biochemistry. In D. T. Stuss, & R. T.

Knight (Eds.), Principles of Frontal Lobe Function (pp. 466-503). New York, NY: Oxford

University Press. 2002. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195134971.003.0029

[33] Lindhard, Tina. Intuition: A Heart-based Epistemology. Dialogo Journal, 7 : 1  181 – 194, 2020a https://www.scirp.org/journal/psych

[34] Lindhard, Tina. Western Institutional Education System, Cultural Diversity and Violence. In J. Martín Ramírez & Valentín Martínez-Otero Pérez (Eds). Violencia y Diversidad Cultural. (2019). España: Universidad Antonio de Nebrija. ISBN: 978-84-120747-0-3

[35] Bonafede, Caroline (1845). Cenni Biografici e ritratti d´insigni donne Bolognesi (in Italian). Bologna: Sassi.

[36] Lindhard, Tina. Mesoderm: The Possible Key to the Organic Basis of Freud’s Theories. Psychology, 11, pp. 1769-1793, 2020.

[37] Gilligan, Carol. «Remapping the Moral Domain: New Images of Self in Relationship.» In Gilligan, Ward, Taylor and Bardige (Eds) Mapping the Moral Domain,. Harvard: Harvard University Press, 1988.

[38] Wilson AC, Stoneking M, Cann RL, Prager EM, Ferris SD, Wrischnik LA, Higuchi RG. Mitochondrial clans and the age of our common mother. In: Human Genetics: Proceedings of the Seventh International Congress, Berlin 1986. F Vogel and K Sperling (eds.), Springer-Verlag, Berlin, pp. 158–164, 1987. ISBN 978-3642716379

[39] Cann, RL; Stoneking, M; Wilson, AC- «Mitochondrial DNA and human evolution», Nature, 325 (6099): 31 36, Bibcode:1987Natur.325…31C,(1987),, doi:10.1038/325031a0PMID 3025745S2CID 4285418

[40] Darlu P, Tassy P «Disputed African origin of human populations». Nature. 329 (6135): 111-112. Bibcode: 1987Natur.329..111D.1987. doi:10.1038/329111b0PMID 3114640S2CID 4313392

[41] Zilhão, João; et al. «Precise dating of the Middle-to-Upper Paleolithic transition in Murcia (Spain) supports late Neandertal persistence in Iberia»Heliyon3 (11): e00435. 2017. doi:10.1016/j.heliyon.2017.e00435PMC 5696381PMID 29188235.

[42] Borneman, E. Das Patriarohat. Frankfurt: S. Fischer, 1975.

[43] Gimbutas, M. The Goddesses and Gods of Old Europe. 6,500–3,500. Berkley, Los Angeles: University of California Press 1972/1982.

[44] Nicholson, Sarah. In the footsteps of the heroine. Ph.D diss University of Western Sydney, 2008.

[45] Hudecek-Cuffe, Caroline R. «Engendering Northern Plains Paleoindian Archaeology: Decision-Making and Gender Roles in Subsistence and Settlement Strategies.» PhD diss University of Alberta (Canada), 1996.

[46] Wei-Haas, Maya. Prehistoric female hunter discovery upends gender role assumptions. National Geographic, 2020. https://www.nationalgeographic.com/science/article/prehistoric-female-hunter-discovery-upends-gender-role-assumptions

[47] Chafetz, Janet, Saltzman. Handbook of the Sociology of Gender, Handbooks of Sociology and Social Research. New York: Springer, 2006.

[48] Garcia, Ana, Juan F. Martínez-lage, Juan-Luis Arsuage, et al The earliest evidence of true lambdoid craniosynostosis: the case of «Benjamina», a Homo heidelbergensis child. Childs Nerv Syst. 26(6):723-7. 2010. doi: 10.1007/s00381-010-1133-y.

[49] Sanchez Romero, L. (2020). Prehistria: Benjamina, la niña pre Neanertal más querida de Apapuerca. Quo. https://www.quo.es/ser-humano/q2011650310/neandertal-atapuerca-benjamina/

[50] Morrison, J. Electronics’ noise disorients migratory birds. Nature. 2014.

[51] Lindhard, T. (2016). Unlocking the secrets of the heart through meditating on the self. Ph. D diss., Dept. of Consciousness Studies, University of Professional Studies. DOI: 10.13140/RG.2.2.16952.96008

 

[52] Helfrich-Förster, C., Moneche, S; Spiousas, I; Hovestadt, T., Mitesser, O., et al.Women temporarily synchronize their menstrual cycles with the luminance and gravimetric cycles of the Moon.  Science Advances, Vol. 7, no. 5. eabe1358.  2021. DOI: 10.1126/sciadv.abe1358

 

[53] Gimbutas, M. The Goddesses and Gods of Old Europe. 6,500–3,500. Berkley, Los Angeles: University of California Press 1972/1982

 

 

[54] Editors of Encyclopaedia Britannica. Tao-te Ching Chinese literature. Britannica https://www.britannica.com/topic/Tao-te-Ching

 

[55] Stenudd, (n.d.) Tao Te Ching—Chapter 6. Taoistic.

http://www.taoistic.com/taoteching-laotzu/taoteching-06.htm

 

[56] Kondratieve, Alexei. Celtic Rituals: An Authentic Guide to Ancient Celtic Spirituality. New Celtic Publishing, 1999

[57] Wenke, Robert J. Patterns in Prehistory. 4th ed. New York & Oxford: Oxford University Press, 1999.

 

[58] CBC News, Timeline: Assisted reproduction and birth control. In Depth Genetics and reproduction. 2007. https://www.cbc.ca/news2/background/genetics_reproduction/timeline.html

 

[59] Berglund, A.I. Zulu thought-patterns and symbolism. Cape Town; RSA; David  Phillip. 1976. ISBN-0 903983-48-6.

 

[60] Centro de Arte Rupestre. Tito Bustillo Cave Art: The Chamber of Vulvas. Centrotitobustillo. (n.d). http://www.centrotitobustillo.com/en/2/la-cueva/23/el-arte-rupestre-de-la-cueva-de-tito-bustillo/16/camarn-de-las-vulvas.html

 

[61] Altuna, Jesús. y Koro Mariezkurrena.  Nuevos hallazgos en la cueva de Ekain/ New findings in Ekain cave (Gipuzkoa, País Vasco). BIBLID [0514-7336, XLI, 17-32, 2008

 

[62] Altamira. Altamira: (Magdelanian Cave Art).’The Sistine Chapel of Palaeolithic Art’. Ancient Wisdom, (n.d). http://www.ancient-wisdom.com/spainaltamira.htm

 

[63] Anderson, Rosmarie. The Divine Feminine Tao Te Ching. Inner Traditions, 2021

.

[64] Gimbutas, M. The Living Goddesses. Berkley: University of California Press

[65] El camino a Santiago. El Camino de Santiago, siguiendo el recorrido de las Ocas Salvajes. https://www.elcaminoasantiago.com/caminos/esoterico/caminoocas.htm

 

[66] Mark, Joshua, J. The Queen of the Night. World History Encyclopedia. 2014. https://www.worldhistory.org/article/658/the-queen-of-the-night/?visitCount=1&lastVisitDate=2021-3-30&pageViewCount=1

 

[67] Dixon, F. and Dixon, B.J. (2011). Venus Figurines of the European Paleolithic: Symbols of Fertility or Attractiveness? Journal of Anthropology, Article ID 569120 | https://doi.org/10.1155/2011/569120

 

[68] Benigni, H. Emergence of the Goddess. In Benigni (Ed) The Mythology of Venus Ancient Calendars and Archaeoastronony, Chap. 1. University Press of America. 2013.

 

[69] Neumann, E. The Great Mother: An Analysis of the Archetype. Princeton and Oxford: Princeton University Press (trans from the German by Ralph Manheim). 1955.

 

[70] McDermott, LeRoy. Self-Representation in Upper Paleolithic Female Figurines. Current Anthropology 37(2), 1996. DOI: 10.1086/204491

 

 

[71] Vandewettering, Kaylea R. «Upper Paleolithic Venus Figurines and Interpretations of Prehistoric Gender Representations,» PURE Insights: Vol. 4, Article 7.  2015. https://digitalcommons.wou.edu/pure/vol4/iss1/7

 

[72] Davis, Whitney. Representation and knowledge in the prehistoric rock art of Africa. African Archaeological Review volume 2, pages7–35, 1984.

 

[73] Visser, Frank. Ken Wilber Thought as Passion. Albany: State University of New York Press. 2003.

 

[74] Ferrer, Jorge, N. Participatory Spirituality Andtranspersonal Theory: A Ten-Year Retrospective. The Journal of Transpersonal Psychology, Vol. 43, No. 1, 2011.

 

 

 

[75] Nye, R. Psychological Perspectives on Children’s Spirituality. Ph.D. Phil. Degree, University of Nottingham, 1998. 

 

[76] Exhumator. Relational Consciousness. Exhumator. (n.d.). http://exhumator.com/00-200-00_esoteric-religious-spiritual-relational-consciousness.html

 

[77] Piaget, J. The theory of stages in cognitive development. In D. R. Green, M. P. Ford, & G. B. Flamer (Eds.), Measurement and Piaget (pp. 1–11). New York: McGraw-Hill, 1971.

 

 

[78] Piaget, J. The grasp of consciousness: action and concept in the young child (Trans. S. Wedgwood). Cambridge: Harvard University Press, 1974/176.

 

[79] Fowler, J. W. Stages of Faith: The Psychology of Human Development and the Quest for Meaning. NY: Harper and Row, 1981.

 

[80] Adotevi, Kpakpo Serge. Ubuntufm: Promoting A More Collective World. Africa Faith and Justice Network. n.d. https://afjn.org/ubuntufm-promoting-a-more-collective-world/#:~:text=Therefore%2C%20the%20term%20%E2%80%9CUbuntuFM%E2%80%9D,sharing%20that%20connects%20all%20humanity.

 

[81] Britannica. Nature Worship religion. Britannica n.d. https://www.britannica.com/topic/nature-worship

 

[82] BBC. Who is Brahma? Religions Brahma n.d. https://www.bbc.co.uk/religion/religions/hinduism/deities/brahma.shtml#:~:text=Brahma%20is%20the%20first%20god,in%20order%20to%20re%2Dcreate.

 

[83] The Editors of Encyclopaedia Britannica. Aditi, Hindu deity. Ancient Religion and Mythology. n.d. https://www.britannica.com/topic/Aditi

 

[84] No Author.  Brahma, Vishnu, Shiva:The Hindu Trinity. Facts and Details, n.d. http://factsanddetails.com/world/cat55/sub354/item1353.html

 

[85] Jones, Lindsay Encyclopedia of religion, Volume 13, Macmillan 2005. ISBN 978-0028657332

 

[86] Hellinger, B. Acknowledging what is: Conversations with Bert Hellinger (C. Beaumont, Trans.). Phoenix, AZ: Zeig, Tucker & Co., Inc. 1999.