Трансперсональная психология является кросс-культурной теорией, которая обеспечивает основу для духовной природы человека и гласит, что человек больше, чем физическое и психологическое бытие. (А. Shorrock, 2008)
История трансперсональной психологии
История трансперсональной психологии
Трансперсональная психология как наука зародилась в конце 60-х годов в США на базе трансперсонального проекта в культуре.
Основателями этого направления выступили широко известные философы, психологи и психотерапевты:
А. Маслоу, М. Мерфи, С.Гроф, А.Уотс, Э. Сутич, У.Джеймс, К.Г. Юнг, Р.Ассаджиоли, К. Уилбер и др.
Задача трансперсональной психологии — не изучение отдельных проявлений психики человека, чем занимается традиционная психология, а понимание природы человека в целом — в широком мировоззренческом контексте.
Таким образом, трансперсональная психология изучает феномены, связанные с расширением сознания, выходом за границы обыденного Эго, за пределы индивидуального организма или личного, самости — в сферу коллективного бессознательного, рассматривает структуры этого бессознательного, учитывая при этом религиозный и мистический опыт сознания, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос.
Кен Уилбер— один из ведущих теоретиков трансперсональной психологии и создатель интегрального подхода «Integral Psychology» (в переводе-«психология целостности»), целью которого является синтетическое объединение открытий, совершенных в таких различных сферах человеческой деятельности, как психология, социология, философия, мистицизм и религиоведение, постмодернистские движения, эмпирические науки, теория систем, а также в других областях.
Трансперсональная (интегративная) психология фокусируется на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания. Объект исследования и практики трансперсональной психологии — творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей ЧЕЛОВЕК.
Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.
Психотерапия
Трансперсональная психология с ее заинтересованностью в исключительно высоком уровне благополучия, способна выйти за рамки традиционного предназначения терапии и ее целей. Признавая, что человек обладает большим потенциалом для психологического благополучия, она нацелена на предоставление тем людям, которые готовы к этому, возможности функционировать на трансперсональных уровнях.
Следовательно, трансперсональной терапии свойственна тенденция к эклектике. В идеале трансперсональный психотерапевт должен владеть всем арсеналом различных навыков и средств традиционной западной психотерапии, а также методами медитации и йоги. Трансперсональный психотерапевт должен иметь личный опыт с различными качествами сознания и должен быть в состоянии перемещаться между ними с клиентом.
Определение трансперсональной психологии
Определение трансперсональной психологии
Проблемой противоположных представлений о мире, вопросами «Кто Я?», «Зачем живу?», «В чем смысл моего существования?», «В чем заключается мое предназначение?», — люди интересовались на протяжении многих столетий. В процессе развития нашей цивилизации ответы на подобные вопросы люди искали у шаманов, беседовали с философами, задавали их представителям различных религий, целителям, психологам. В XX веке альтернатива целительских и духовных поисков человечества была реализована в новом психологическом направлении — трансперсональной психологии.
Нередко данную психологию называют также интегральной, или интегративной. Созданная на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, трансперсональная психология стремится к интеграции физических, эмоциональных, психических и духовных аспектов человеческого существования, рассматривая духовные проблемы человека с психологической точки зрения.
Возвращаясь к первоначальному смыслу психологии — учению о душе (греч. psyhe — душа, logos — учение, наука), трансперсональная психология рассматривает заботу о душе как первостепенную задачу психотерапии. Если в классических психологических и психотерапевтических подходах, например, как в психоанализе, проблемы человека рассматриваются только на биографическом уровне, то в трансперсональной психотерапии используется более широкий подход.
Этот подход включает в себя кроме биографического уровня, перинатальный (история и переживание рождения) и трансперсональный (сверхбиографический опыт, включающий в себя переживания человеком: истории предков, филогенетический опыт, мировой культуры; переживания опыта идентификации с растениями, животными, с другими личностями, с различными формами сознания — от отождествления с отдельными органами до планетарного сознания; архитепические переживания и осознание сакральных знаний).
Трансперсональная психотерапия основывается на представлениях о возможности реализации внутреннего, глубинного трансперсонального потенциала человека для исцеления и оздоровления психики, для личностного и духовного роста через осознование и переживание неудовлетворенных и нереализованных желаний человека, трансформации негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий. В этом и заключается ценность трансперсонального подхода — не только помочь решить глубинные проблемы человека, но еще и высвободить колоссальный внутренний развивающий и самоисцеляющий потенциал (ресурс), а так же научить им пользоваться.
Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии.
Существует личностная преемственность и смысловая связь между гуманистическим и трансперсональным направлениями в психологии. Их основателями были одни и те же люди — А. Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи. С середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить.
Трансперсональная ориентация отличалась от гуманистической тягой к преодолению границ прежнего предметного поля исследований, задаваемого проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом науки психологические измерения религиозного и мистического опыта, поставила задачу обоснования психологии на материале духовного поиска мировых философских и религиозных традиций.
Новое предметное поле, уже не замыкаемое западнохристианской культурой, вобрало в себя мистические и восточные подходы, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. В качестве программной задачи трансперсональная ориентация попыталась освоить суть и конкретные формы идей, представлений и практик из мирового духовного опыта человечества и дать им научное выражение. Была сделана продуктивная попытка заново взглянуть на человека в тех областях, где он выходит за свои границы — в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, на границах его жизни в опыте смерти, умирания и рождения.
Значение трансперсональной психотерапии еще и в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию — обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.
Направления трансперсональной психологии
Направления трансперсональной психологии
К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:
- Юнгианская психология
- Глубинная психология (или, по Джеймсу Хиллману, архетипическая психология)
- Духовная психология (Роберт Сарделло)
- Психосинтез (Роберто Ассаджиоли)
- Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта
- Исследования Станислава Грофа
- Интегральная психология Кена Уилбера
- Процессуально-ориентированная психология Арнольда Минделла
Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей:
- Психологическое и психиатрическое изучение духовных традиций:
- Индуизм и йога
- Буддизм
- Шаманизм
- Каббала
- Суфизм
- Христианский мистицизм
- и др.
- Целительское искусство индейцев
- Старение и духовное развитие
- Медитация и её клинические аспекты
- Состояния сознания
- Психоделики и психофармакология
- Парапсихология
- Межкультурные исследования и антропология
- Лечение бывших членов сект
- Трансперсональная психотерапия
- Трансоанализ
- Лечение привыкания
- Дыхательные практики (холотропное дыхание, ребёфинг, вайвейшн)
- Умирание и околосмертные переживания (ОСП)